ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПО ИНТЕРНЕТУ

О дистанционном образовании в последнее время ходят самые разнообразные слухи, - многие по-прежнему считают, что получить "вышку" без выездов на сессии и без коллективных занятий просто нереально

Однако в крупнейших вузах страны уверены: новая форма обучения весьма удобна и перспективна. Популярное на Западе дистанционное образование уже давно «продвигается» московскими и питерскими учебными заведениями. А теперь окончить вуз с помощью современных технологий можно и в нашем городе. В этом году в СибАДИ состоялся первый выпуск студентов-дистанционщиков.

— Нам есть чем гордиться, — говорит заместитель директора центра дополнительного образования СибАДИ Валерий Слободин, — несмотря на учебу «вдали от вуза», наши ребята защитили дипломы по-настоящему, на четыре и пять!

Дистанционные технологии один из старейших сибирских вузов начал внедрять еще в 2000 году. А первый крупный набор студентов сделали год спустя, в качестве эксперимента. От администрации Калачинского района в СибАДИ поступило предложение — организовать «безвыездное» обучение по специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» сотрудников Калачинской налоговой службы, администрации, казначейства. Все они хотели повысить свою квалификацию, но возможности учиться заочно, с выездами на сессию, у них не было. Было решено пойти калачинцам навстречу и на базе учебного центра «Ориентир» создать разработанные в СибАДИ электронные курсы.

Эксперимент оказался удачным. Сегодня в Межшкольном учебном комбинате Калачинска работает современный дисплейный класс, где обучаются около 120 студентов. А в СибАДИ по дистанционным технологиям уже обучаются более 270 студентов. Среди них жители Сургута, Нижневартовска, Анадыря, Нефтеюганска, Якутска. Новую форму обучения успешно осваивают и сельчане из Омской области. «Теперь ребятам из отдаленных деревень не нужно повторять подвиг Михаила Ломоносова, — шутят преподаватели. — Не обязательно тратить деньги и время на поездки в город. Учиться в престижном вузе можно и не выходя из дома. Все, что для этого необходимо, — персональный компьютер и доступ к Интернету».

Некоторые коммерческие вузы предлагают омичам дистанционное обучение по так называемым «кейс-технологиям». Студентам высылаются на дом папки с учебниками и пособиями. Но специалисты СибАДИ считают «учебу по почте» вчерашним днем. Библиотечные архивы многих учебных заведений давно устарели, да и не каждому человеку под силу учиться по книжкам самостоятельно, не общаясь с коллегами. «Своих дистанционщиков мы обучали «электронно» — при помощи уникальной системы управления документами Lotus Notes, завоевавшей весь мир, — рассказывает директор ЦДО СибАДИ Александр Злобин. — Учебные пособия включают кратко изложенный информационный материал, иллюстрированный примерами и анимациями. У студентов появляется возможность изучать предметы в онлайновом режиме, независимо от места нахождения. Каждая тема содержит материалы для самопроверки, контрольные задания и тесты. Информация постоянно обновляется. В любое время можно войти в Сеть и посмотреть видеоклипы, в которых преподаватели дают необходимые пояснения. Можно участвовать в дискуссиях, телеконференциях. Преподаватели оценивают усвоение студентами материала со своего кафедрального компьютера».

Преимущество дистанционного образования очевидно. Одно из основных его достоинств — возможность учиться в любом месте и в любое время. Посещая традиционные занятия в вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания. Пропустили занятие — у преподавателя уже не будет времени объяснять пройденную тему. Новые технологии позволяют легко избежать подобных накладок. По электронной почте или через Интернет можно связаться со своим преподавателем и задать ему вопрос или попросить объяснить сложный материал. «Некоторые наши студенты работают вахтовым методом на Севере, — говорит Слободин. — А в свободное время без проблем наверстывают упущенное».

Кстати, учебное расписание на год дистанционщики тоже выбирают сами. Главное — выполнить «норму», а то, какие дисциплины изучать в первую очередь, студенты решают самостоятельно. «Есть мнение, что такой подход к образовательному процессу «расхолаживает» учащихся, — говорит Александр Злобин, — тем не менее «традиционные» студенты в среднем осваивают 15 дисциплин за учебный год, а наши дистанционщики за этот же период умудряются сдать 20!»

И еще один фактор. Работающему человеку гораздо проще уговорить начальство оплатить дистанционное повышение своей квалификации, чем отпроситься на четырехнедельные сессии. Руководителю трудно отпустить ценного сотрудника на учебу в ущерб производству. А частные компании вообще игнорируют Трудовой кодекс и наотрез отказываются предоставлять заочникам отпуск и уж тем более его оплачивать. «Если бы не дистанционный режим, мы никогда не смогли бы получить высшее образование, — признаются супруги Герасимовы из Калачинска. — По работе нам приходится постоянно ездить в командировки, но учебе это нисколько не мешает. Еще один плюс — экономия семейного бюджета. Ездить на занятия в Омск, оплачивать питание и проживание слишком накладно. Так что учиться дома не только удобно, но еще и выгодно».

Кстати, стоимость дистанционного образования существенно ниже стоимости обычной учебы. Это связано с уменьшением затрат на командировки преподавателей в филиалы и представительства. Не нужно платить за лекции, семинары и коллоквиумы. А диплом у дистанционщиков, между прочим, ничем не отличается от «корочек» очных студентов. То, что они получали высшее образование «на расстоянии», в документах не фиксируется.

Специалисты СибАДИ считают, что у дистанционного обучения большое будущее. Ведь в нашей стране осталось только два автомобильно-дорожных вуза — в Омске и Москве. На рынке труда выпускники уходят нарасхват, специальности очень востребованы. Но несмотря на огромный поток иногородних абитуриентов, приоритетным направлением деятельности СибАДИ по-прежнему остается Омская область.

«Наши представительства уже открыты в Калачинске, Исилькуле, Называевске, Знаменке, Таврическом, Москаленках, — рассказывает Александр Злобин. — Ведь не у каждого сельчанина есть возможность приобрести личный компьютер, да и Интернет в районах не всем по карману. Но мы нашли выход из положения: обучение ведется на базе компьютерных классов школ, учебных комбинатов, училищ.

Студенты, проживающие в Омске и близлежащих райцентрах, обучаются прямо в СибАДИ в компьютерном классе ЦДО. Режим учебы остается свободным. Большинство занимаются по субботам, кто работает в субботу — в другие дни недели после 15 часов.

Дистанционное обучение — самая передовая образовательная технология. За годы учебы дистанционщики не только получают высшее образование, но и в совершенстве осваивают многие компьютерные программы и шутят, что попутно получают еще одну профессию…