А НА КЛАДБИЩАХ — НЕСПОКОЙНЕНЬКО

Дополнительная плата при установке памятников устраивает не всех

Введенный с первого июня новый порядок установки памятников на муниципальных кладбищах вызвал недоумение у многих омичей. Теперь, если памятник изготовляет частная фирма, с граждан берут до 400 рублей. Когда же заказчик обращается в мастерскую «КСУ», где памятники дороже, дополнительную плату не берут. Недовольство людей вызвало и требование предоставлять документы, которых раньше не требовали — паспорт заказчика, свидетельство о смерти родственника. Не предупрежденным об этом гражданам приходится мотаться домой и обратно. «Зачем паспорт вроде бы понятно, пусть будет порядок. Но для чего свидетельство о смерти, которое, бывает, через много лет отыскать трудно. И вообще, если человек вдруг захочет поставить памятник не родственнику, что в этом плохого?» — интересовались читатели «МК».

— К нам люди тоже постоянно обращаются за разъяснениями, — говорит генеральный директор МУП «Комбинат специальных услуг» Сергей Задорожный. — Но проблема лишь в том, что отдельные частные фирмы хотят настроить людей против нас и сознательно их дезинформируют. В фирмах прекрасно все знают, но людям ничего не говорят! При этом в некоторых организациях, как мне известно, стали брать с людей дополнительные деньги сразу, якобы за то, чтобы заплатить нам за право установки памятника. А ведь новый платеж — не 400 рублей, а 245. И берем мы эти деньги за уборку с соседних могил мусора, который образуется при работе. 134 рубля за вывоз демонтированного старого памятника плюс 15 рублей за въезд на кладбище взимали и раньше. Никакой фиксированной суммы — 400 рублей, нет. Мы подходим индивидуально, а в случае установки креста вообще берем только 15 рублей за въезд. Дополнительные заработки нам крайне необходимы — надо покупать талоны на свалке, горючее и ГСМ дорожают. В этом году мы вывезли уже шесть с половиной тысяч кубов мусора, и сколько еще предстоит — неизвестно. Да и почему мы не можем зарабатывать? Фирмы, которых сейчас с полсотни, получают прибыль, а мы, выходит, должны убирать за ними и работать себе в убыток?»

По словам руководителя, новые правила оформления документов нужны для наведения порядка. Случается, заказчик так размахнется с памятником, что к другим надгробиям не подступиться. Жалуется Задорожный и на недобросовестных частников. Они, утверждает гендиректор, нередко берут землю на соседних могилах для подсыпки надгробий, чтобы облегчить себе работу. Новый грунт приходится потом завозить «КСУ». Так, на одно только Западное кладбище перед Родительским днем муниципалы доставили 12 машин земли и 8 машин песка — и люди их быстро разобрали для выравнивания могил своих родственников.

Еще одна, по мнению Задорожного, проблема заключается в том, что после установки памятников с близлежащих захоронений, бывало, исчезали оградки или скамейки. А то — и металлические столбики с зарезервированных гражданами мест (как известно, со сравнительно недавних пор такой «выкуп» участков для будущих могил возможен за умеренную плату). Спросить же в подобных случаях было не с кого, потому что не знали ни фирмы, ни заказчика. «Подобное «упорядочение» давно провели в большинстве других регионов», — замечает Сергей Прокопьевич.

Пресловутые частники комментируют нововведение осторожно. Они дружно высказываются, что брать деньги за уборку мусора МУП имеет полное право. Недопонимание же у заказчиков возникает не из-за каких-то происков фирм, а по причине того, что на кладбищах не всегда дают квитанции и чеки. Но в целом, как считают в некоторых ритуальных фирмах, новшества — из той же серии, что и прошлогодняя попытка мэрии закрыть организации, занимающиеся изготовлением памятников во дворах домов частного сектора, и делается в конечном итоге для устранения конкурентов. Заказчики же, узнав, за что взимают дополнительную плату, возмущаться обычно перестают.