«ОТДАЙТЕ НАМ НАШУ КВАРТИРУ!»
Петр и Елена Разбитовы уже больше года живут, затянув пояса до боли в пояснице: они вынуждены работать в две смены, чтобы вовремя рассчитываться с банком за купленную по ипотеке квартиру, в которую супруги уже больше года не могут въехать.
— Когда мы брали кредит на покупку квартиры в строящемся доме, мы никак не ожидали, что нам потом придется больше года платить еще и за аренду другой квартиры, которую мы вынуждены снимать, потому что застройщик затянул сроки сдачи нашего дома, — рассказывает Петр Разбитое. — В нашей новой квартире масса недоделок и нет даже минимального ремонта, который, выходит, мы тоже должны делать за свой счет.
Петр и Елена не одиноки в своем несчастье: в настоящее время в суде Кировского округа рассматриваются несколько десятков заявлений о возмещении ущерба от омичей к застройщику, который вовремя не сдал дома в эксплуатацию, что обернулось для покупателей квартир прямыми убытками.
-В основном люди жалуются на качество строительства самого крупного в области застройщика ЗАО «СтройинвестОмск», но многие страдают именно от того, что затянуты сроки сдачи домов в эксплуатацию, — говорит юрист общественной организации «Союз потребителей недвижимости» Дмитрий Дмитриев.
— Положение тех, кто покупал квартиры в строящихся домах в кредит по ипотеке, осложняется тем, что им приходится переплачивать проценты банку, потому что проценты за неоформленную в собственность квартиру существенно больше.
Проблема Разбитовых и таких, как они — это лишь один из немногих рисков, с которыми может столкнуться каждый, кто вздумал приобрести жилье в кредит.
КВАРТИРНЫЙ НЕВРОЗ
С тех пор, как Москва объявила о национальной программе «Доступное жилье», омичам нет покоя. С экранов телевизоров и страниц местных официальных газет так и хлещет сладкоелейный речевой поток о небывалой доступности жилья в Омской области. Власти договорились до того, что публично заявили: мол, у нас уже почти треть населения может позволить себе приобрести жилье — по той же ипотеке. А дальше будет вообще сказка! Между тем, незадолго до объявления о нацпроекте, за круглым столом в нашей редакции представитель солидного банка говорил о доступности ипотеки максимум для пяти процентов омичей. Другие участники беседы — банкиры, строители — не спорили.
Прогресс, конечно, есть. Сегодня коммерческие банки предлагают кредиты на жилье под 15-16 процентов, а банки, которые заключили договор с ОАО «Омская Региональная Ипотечная Корпорация» (ОРИК), — под 13-14 процентов. ОРИК — коммерческая структура, учрежденная правительством области для выдачи федеральных денег, выделяемых на ипотеку, населению в долг. В прошлом году они освоили из федерального бюджета 274 млн. рублей, в этом году планируют — 500 миллионов. Однако, когда весной на одном из совещаний правительства области по ипотеке банкиров убеждали активнее работать именно с ОРИК, некоторые из них высказали сомнение: по словам одного из банкиров, не пожелавшего назвать себя, участие власти в ипотеке только отпугивает заемщиков. Потому что где власть, там всегда все непонятно. Ну, например, почему при получении федерального кредита через коммерческий банк заемщик должен уплатить по 2 процента комиссии (от суммы кредита) и самому банку, и ОРИК?
КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?
Помимо федеральной программы, у нас существует региональная программа ипотечного кредитования, по которой государственное предприятие «Агентство Жилищного Строительства» (АЖС) выдает кредиты якобы от 8 процентов годовых. Это, так сказать, самое что ни на есть в доску социальное жилье, от рекламы которого уже в ушах звенит. Здесь еще непонятней.
Например, какой бюджетник сможет взять этот кредит. По условиям АЖС, кредиты по губернаторской программе могут получить молодые семьи, многодетные семьи, работники бюджетной сферы, а также граждане, «нуждающиеся в улучшении жилищных условий».
Сможет ли рядовая семья бюджетников с одним ребенком взять этот «социальный» кредит? Вместе с представителем АЖС, пожелавшим так же остаться неизвестным, мы подсчитали, что при доходе, допустим, папы врача (высокой квалификации) в 6 тысяч рублей и мамы учителя (с большим стажем) в 6 тысяч рублей семья в принципе может взять кредит на самую дешевую квартиру АЖС стоимостью в 480000 рублей, если… внесет первоначальный взнос 70 процентов стоимости квартиры. Иначе не получится. Дело в том, что одно из условий ипотеки — после уплаты ежемесячного кредитного взноса у семьи должен оставаться прожиточный минимум — по 2900 рублей на человека. В нашем случае, если кредит составит всего 6 тысяч рублей в месяц, то на ребенка прожиточного минимума не хватит…
И еще: недавно КСП области выявила в работе АЖС много нарушений. Например, то, что из 46 сотрудников АЖС 18 получили льготные кредиты, да еще и не по одному разу. Но бог с ним, что чиновники без очереди пролезли: они все-таки сотрудники бюджетной сферы. Иначе совсем не по-русски было бы. Но выявлены так же факты получения кредитов непонятно кем. Вот, например, некто Петров получил кредит на квартиру по улице Яковлева стоимостью почти в полтора миллиона рублей (между прочим, на этой же улице находится квартира, принадлежащая или ранее принадлежавшая губернатору). Вот вам и социальное жилье! Причем в разных документах указана разная стоимость квартиры, в результате чего, как посчитали аудиторы КСП области, АЖС переплатила 64 тысячи рублей. Видимо, чьи-то чаевые. И сколько еще таких Петровых, Сидоровых, Ивановых? А вот если наш врач придет просить кредит под 8 процентов годовых, его поставят в очередь на год-два и дадут в долг максимум 30 процентов от стоимости жилья.
ИСПЫТАНИЕ НАЦПРОЕКТОМ
Как нацпроект по строительству не смогут реализовать без ипотеки, так и сама ипотека никогда не станет подлинно доступной (если хотите — социальной), если у нас не будут строить новые дома. В принципе, Омская область в прошлом году опередила другие сибирские города по темпам роста строительства. Но уже в этом году многие застройщики жалуются на то, что по ряду причин не могут начать строить новые квартиры и только распродают оставшиеся. Для стяжателей ипотеки это может означать, что сейчас накопленный ими первоначальный взнос может обесцениться уже в следующем году, когда из-за отсутствия новостроек подорожают все квартиры.
Чиновники, конечно, понимают эту опасность. В начале этого года на заседании правительства заместитель министра строительства Омской области Юрий Ерехинский устроил сенсационную взбучку местным строителям за нарушение сроков сдачи домов. Под раздачу попал и расхваленный всеми губернаторскими СМИ «СтройинвестОмск», которому досталось за то, что в 2005-2006 годах компания должна была ввести в эксплуатацию 5 домов в микрорайоне «Кристалл» и 6 домов в «Пятом микрорайоне». На момент того заседания правительства не было введено ни одного. «СтройинвестОмск» — самый крупный в Омске застройщик, которому принадлежит больше половины новостроек. При покупке квартир в их офисе вам как раз и предложат кредит от ОРИК сроком до 30 лет. Сам застройщик, конечно, не виноват в затягивании сроков: его, мол, подводят подрядчики, которых он якобы штрафует. Но той же семье Разбитовых от этого не легче. Сейчас им, видимо, предстоит еще и ремонт за свой счет делать в новой квартире.
Видимо, понимая всю остроту ситуации (все-таки именно прохаживаясь по масштабным новвостройкам, губернатор вот уж несколько лет подряд хвалится достижениями в строительстве), Ерехинский и выбранил публично застройщиков, заявив, что программа строительства сорвана. (Иные застройщики набрали площадок еще три года назад, но до сих пор даже не забили сваи, хотя чиновники уже включили будущие дома в планы, отправленные в Москву). Из 88 стройплощадок, планируемых к вводу в 2006 году, почти на трети из них еще и конь не валялся. На половину из них еще нет разрешительной документации и прочее, и прочее. В общем, в случае провала нацпроекта в регионе будет о чем отчитаться перед Москвой: дескать, указывали, ругали, принимали меры.
Но кто же виноват? Строители жалуются, что подключения дома к инженерным сетям надо добиваться годами и обходится оно до 20 процентов от стоимости строительства — до 20 миллионов рублей. Вот и президент Путин в начале года, говоря о нацпроекте по строительству, ругался на энергетиков за то, что те не дают жить строителям. При этом сами энергетики объясняют, что даже с теми деньгами, что они берут со строителей, они, энергетики, не построят новых электроподстанций и котельных, а значит, новые дома будут без света и тепла. Чтобы обеспечить коммуникациями все дома, которые планирует построить Омск к 2010 году, потребуется 54 миллиарда рублей (почти 2 областных бюджета). В то же время федерация по программе развития инженерных сетей планирует выделить в этом году всего-то 1,7 млрд. рублей…
Получить стройплощадку у нас — значит, по словам строителей, пройти все круги ада. Сейчас вроде бы горадминистрация провела первые аукционы по продаже стройплощадок, на которые уже есть все разрешительные документы, но этих площадок всего 8. Для сравнения — в 2004 году было выделено почти 400 площадок.
Одним словом, чтобы нам жить просторно и дешево, чтобы вообще людям было, где жить, сейчас безотлагательно следует решать подлинные проблемы, а не пудрить людям мозги песнями о доступном социальном жилье.
Впрочем, можно предположить, что проблема не только в наших чиновниках. Один знакомый высокопоставленный чиновник, тоже ответственный за один из национальных проектов, как-то пожаловался мне, что как только их обычное дело объявили нацпроектом, работать стало невозможно. На сам проект с начала года не перечислили еще ни копейки, зато завалили бумажной работой: сейчас все заняты только отчетами, а не реальным делом. Зачем? Затем, что когда нацпроект провалится — а похоже, дело идет именно к этому — чтобы московским чиновникам тоже было чем отчитаться перед президентом: дескать, вот, мы региональных коллег контролировали каждый день, но они… В таком случае нам только остается просить президента, чтобы «Доступное жилье — гражданам России» не называли нацпроектом, иначе страна вскоре останется без крыши над головой.