ТРИУМФ РУССКОГО МАТА НА ОМСКОЙ СЦЕНЕ

Ажиотаж вокруг "Игры в жмурики" превзошел все ожидания. При зашкаливающей по омским меркам цене без билетов остались многие известные в городе люди. Организаторы спектакля намерены привезти "Жмуриков" в Омск еще раз

Проникновение в нашу жизнь ненормативной лексики приобрело в последние десять лет почти катастрофический характер. Если при старом режиме мат распространялся от стены школьного туалета до забора, то теперь открыто матерятся все — Президенты, премьер-министры, руководители фракций Госдумы, не говоря уже о рядовых гражданах.

Не считается зазорным выматериться непосредственно в камеру ведущего телеканала, на этот случай предусмотрено специальное пиканье. Если же брать общественный транспорт или другие места массового скопления людей, то здесь нужен один беспрерывный сигнал. Конечно, можно посетовать по поводу беспрестанно и беспречинно матерящихся но улице пацанов, но когда самым гнусным матом изъясняются совсем юные школьницы, становится как-то не по себе. Между тем, в конце прошлого года но омской сцене при полном аншлаге прошел самый нецензурный спектакль в истории русского театра. «Игра в жмурики», донельзя насыщенная самым изощренным мотом, собрало полный зол. Количество жаждавших услышать «задушевную русскую речь», но так и не сумевших купить билеты, велико. Более того, остались без билетов весьма влиятельные в городе люди.

Сегодня корреспондент «Столицы» беседует с одним из организаторов показа «Жмуриков» на омской сцене актером Сергеем Волковым.

— Сергей Борисович, как возникла идея привезти в Омск столь скандальную постановку?

— Для нашего города это действительно спектакль достаточно неожиданный, между тем, «Жмуриков» ставят на протяжении уже семи лет. Конечно, услышать отборный мат не в подворотне, а со сцены, — ситуация первоначально может быть и шокирующая. Но здесь нужно осознавать и другое. В нашей стране мат — основное средство общения целых социальных групп. И не обязательно это осужденные. Послушайте, на каком языке общаются труженики села, шахтеры, строители. Помните анекдот, когда один строитель роняет кирпич на голову другому, а тот, в свою очередь, произносит:

«Петя, ты не прав…»

-Россия, к сожалению, страна глубоко матерящаяся. Открыто матерятся политики и депутаты, известные писатели и подростки. И ничего, к сожалению, с этим не поделаешь.

— Более того, русский мат проник глубоко в языки народов бывшего СССР. Те же самые азербайджанцы на рынках очень умело используют всю широту нашего языка.

— Ну, хорошо. Когда вы первый раз смотрели «Жмуриков», вы чувствовали себя комфортно?

— Конечно, нет. Первоначально всё это буквально режет слух. И ладно, если сидишь один в комнате и смотришь видеомагнитофон. А в театре вокруг тебя сидят люди, и они также испытывают смущение, особенно в первые десять-пятнадцать минут спектакля. Хотя нет в России ни одного человека, который ни разу в жизни не слышал бы матерного слова. Однако чувство неловкости уходит через некоторое время. Приходит некоторое

осознание, что лексика такая существует, и что именно так общается значительная часть населения страны. Плохо это, или хорошо — это уже отдельный разговор.

— Между тем, в зале наверняка найдутся люди, которые просто не в силах выдержать подобного испытания…

— Регламент спектакля, если можно так выразиться, предусматривает подобную ситуацию. Дело в том, что перед началом действия зрителям еще раз достаточно продолжительно объясняют, что в пьесе очень много ненормативной лексики. Людям неподготовленным предлагается заблаговременно покинуть зал.

— И такие были?

— Были, но очень незначительное количество. Кто-то ушел сразу, некоторые поднялись с мест после первых нецензурных реплик. Однако, повторюсь, не решились посмотреть спектакль лишь единицы. Остальные зрители первые полчаса через силу, а потом уже без каких-либо усилий досмотрели пьесу до конца.

— Говорят, в зале было достаточно много женщин…

— Действительно. Несмотря на всю неоднозначность ситуации, многие из них досмотрели «Жмуриков» до конца, даже аплодировали. В конце концов, они прекрасно осознавали — какой спектакль пришли смотреть.

— А сами актеры — Сергей Чонишвили и Олег Фомин — у них не существует никаких комплексов? Ну, хотя бы перед совершенно новой аудиторией…

— Не существует. Я уже говорил, что спектаклю — семь лет. И вообще, достаточно сложно работать с материалом, перед которым в начале каждого спектакля испытываешь неуверенность…

— Билет на «Жмуриков» стоил в среднем в четыре раза дороже, чем средний билет на омские спектакли. И полный аншлаг… Когда везли спектакль в Омск, рассчитывали на такой успех?

— Сомнения некоторые конечно же были. Слишком уж материал необычный. Хотя семилетняя практика спектакля показывает, что полный зал практически обеспечен. Билеты были действительно дорогие, но уходили, как принято сейчас говорить, влет. Более того, кто-то был бы рад купить билет и за тысячу рублей. Кстати, очень много в городе недовольных. Так и не смогли попасть на спектакль…

— Почему тогда «Жмуриков» играли только один день? Проект коммерческий, значит, тот же Чонишвили с Фоминым могли заработать хорошие деньги.

— К сожалению, таковы были условия контракта. Впрочем, есть предварительная договоренность, что «Игра в жмурики» появится на омской сцене в этом году еще раз. Когда точно — будет ясно уже весной. Сейчас мы продолжаем вести переговоры. И еще. Хотим пятого февраля предложить вниманию омичей новый проект — культовые спектакли лидера русского авангардного танца, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» театра «Провинциальные танцы». Надеюсь, это также станет событием в театральной жизни Омска.

— А что по поводу приезда в Омск Виктора Шендеровича?

— Вопрос практически решен, осталось обсудить кое-какие детали. Скорее всего Шендерович появится в Омске в апреле.

— Спасибо за беседу.