"СТРЕЛЬБА" ПО БУТЫЛКАМ

«СТРЕЛЬБА» ПО БУТЫЛКАМ

Пустые прилавки в винных магазинах напомнили омичам советское прошлое

В минувшие выходные в Омске исчезло вино. Разом опустевшие прилавки и витрины не смогли «прикрыть» даже самые крупные магазины. В супермаркете торгового центра «Каскад» оголился целый отдел. В гипермаркете «Геомарт» свободные места безуспешно пытаются «спрятать» за квасом и пивом. В сети «Астор» на месте былого великолепия сиротливо висит объявление: «Приносим извинения за неудобство. В соответствии с изменившимся федеральным законодательством вся продукция возвращена поставщикам для перемаркировки»…

С 1 июля российское и импортное спиртное со старыми акцизными марками сняли с продажи. Оптовые склады забиты «горячительным» товаром до отказа. Вино и водку оптовики отправляют партиями в Москву, а оттуда, «по этапу» — на заводы-изготовители. Именно там должны наклеиваться новые марки.

«Контролирующие органы уже начали проверяющую работу, — сообщил «Вечернему Омску» начальник отдела управления федеральной налоговой службы по Омской области Михаил Коваль. — Оставшаяся в рознице алкогольная продукция считается нелегальной и подлежит изъятию. Если оптовики не будут выполнять наши предписания, мы аннулируем лицензии».

Сами поставщики пребывают в глубоком шоке. Они до последнего надеялись на чудо в виде поправки к закону и спохватились только за неделю до «черного дня». Напомним, что проблемы с маркировкой в стране возникли сразу после Нового года, когда «легальные» акцизные марки просто не успели напечатать. Ряд ликероводочных заводов едва не свернул производство. В итоге большую часть марок водочники все-таки получили, немного досталось и виноделам, а вот импортеры остались совсем без ничего. В качестве компенсации правительство разрешило торговать «старым» спиртным до июля, рассчитывая за полгода урегулировать больной вопрос. Не получилось.

«Продукция наших поставщиков-импортеров уже по два-три месяца стоит на таможне. Акцизов не хватает даже на новый товар, — сетует управляющая «Винными погребами» Виктория Шархун. — Первые поставки промаркированного спиртного в городе ожидаются через полторы-две недели. Но мы пока никаких прогнозов не делаем».

Оптовики уверены — ситуация на алкогольном рынке нормализуется не раньше сентября. Прибыльный бизнес понесет колоссальные убытки. Особенно в результате реформы пострадают специализированные магазины. В тех же «Винных погребах» сегодня вина нет вообще. «Торгуем водкой, коньяком и ликерами, — вздыхает Виктория Шархун. — Покупатели возмущаются. А что поделаешь?» В «Наполеоне» сплошные пустые полки. От июньского ассортимента товара в магазинах осталось… 10 процентов!» Вывезенная просрочка потянула на несколько миллионов рублей.

По словам администраторов магазинов, поставщики не собираются возвращать рознице «уплывшие» деньги. Поскольку надеются вернуть спиртное обратно, «Главная проблема в том, что некоторых оптовиков давно уже в природе не существует, — констатируют торговцы в розницу. — Придется либо везти вино на заводы «своим ходом», что абсолютно нереально, либо употреблять самим. Выбора нет».

По слухам, «просроченный» алкоголь рекой потечет в кафе и рестораны. «Это исключено, — заявил «Вечерке» представитель рынка «HoReCa», — рисковать ради продажи нескольких «элитных» бутылок? Абсурд! Мы несем убытки наравне со всеми. Винные карты отправлены в архив. А посетители действительно негодуют. У людей свадьбы, юбилеи, романтические вечера. Им-то что делать? Переносить торжество на более «благоприятное» время?»

На сегодняшний день в местной рознице торгуют только дешевыми краснодарскими винами. По всей видимости, вовремя подсуетившиеся отечественные виноделы довольно потирают руки — никакой конкуренции. Все в порядке и у омских заводов-производителей, получивших заветные акцизки еще в начале февраля. «У нас на контроле каждая партия омского спиртного, — говорит Михаил Коваль. — Сведения об объемах готовой продукции и концентрации этилового спирта передаются на наш опломбированный компьютер при помощи специальных счетчиков».

Строгий учет выпускаемых водки и вин — еще один этап алкогольной реформы. Теперь, после, 1 июля, налоговики начнут «ставить на прикол» те предприятия, которые не смогли закупить современную технику. Есть мнение, что под опалу попадет немалая часть ликеро-водочных заводов России. Кстати, для отечественного горячительного перемаркировка вообще не предусмотрена. Бизнесмены в панике — им до сих пор не объяснили, куда девать «просроченный» родной алкоголь, выпущенный на миллионы долларов.

По замыслу чиновников, измененный закон должен был вытеснить из магазинов «левое» спиртное. Плюс окончательно разорить подпольных производителей «паленой» водки. Однако на практике получается с точностью до наоборот. Виноделы уверены: сокращение производства и пустые прилавки породят небывалый всплеск изготовления нелегального алкоголя. Россияне вряд ли станут пить меньше. Значит, «недостачу» кто-нибудь обязательно покроет.

Переписанный закон никогда не станет сухим законом. Хотя бы потому, что на нелегальном рынке по-прежнему продается «замаскированный» этиловый спирт. Без всяких проблем и акцизок. Но на «Трояр», «Льдинку», «Жидкость для разведения костров» и прочие интересные композиции борцы с пьянством почему-то упорно закрывают глаза.

«Между тем сегодня тот же «Трояр» везут в деревни грузовиками, — говорит главный токсиколог Омской области Александр Васильев. — Спрашивается, зачем? Его позиционируют как «средство для принятия ванн». Откуда в деревне ванны?»

Впрочем, по слухам, очередная «алкогольная» реформа в России не за горами. Уже есть предложения ввести «акцизки» на любую продукцию, содержащую этиловый спирт. Значит, вполне возможно, что с магазинных прилавков вскоре исчезнет не только вино, но и зубные эликсиры, лосьоны и дезодоранты. А французские духи отправят на перемаркировку…