Иртышская набережная не выдерживает сегодня никакой критики, находясь в аварийном состоянии. Живописное подтверждение тому — местами провалившиеся плиты, способные основательно разрушиться в любой момент (о чем «Вечерка» уже писала в одном из номеров). Тем не менее строка «набережная реки Иртыш в г. Омске» была исключена в минувшем году из закона Омской области «О бюджете территориального дорожного фонда и целевой программе развития дорожного хозяйства на 2000 год». Ряд изменений коснулся и других важных дорожных объектов областного центра: моста им.60-летия ВЛКСМ, южного подъезда к Омску, Ленинградского моста. Почему? Свое мнение на этот счет высказывает директор департамента городского хозяйства Анатолий БУШУЕВ.
— Бесспорно, Иртышская набережная требует ремонта в первую очередь ради безопасности людей (не говорю уже об эстетике этой части города). Физический износ ее конструкций «оттеняет» износ моральный -река в последние годы стала мельче, русло сузилось… Поэтому требуется иной подход к реконструкции и облагораживанию набережной: надо подвинуть плиты ближе к воде. Смотрите, и Москва-река, и Нева закованы в бетон: река, отвес, так называемый организованный спуск… Это и будет решением вопроса с учетом перспективы на десятилетия, независимо от водонасыщенности Иртыша. Для реализации этой идеи нужно не менее полутора миллиардов рублей. Выделенные четыре миллиона — капля в море, это означает просто пустить деньги на ветер. Но финансовых возможностей реконструкции набережной сегодня недостаточно. Губернатор и Законодательное собрание ситуацию оценили реально и исключили (надеюсь, временно) этот объект из бюджета территориального дорожного фонда (ТДФ) в прошлом году.
Что касается мостов через Иртыш, то их все надо ремонтировать. На мосту «номер один», Ленинградском, температурные стыки пришли в негодность, а некоторые несущие детали имеют физические повреждения. Температурные швы надо заделывать, необходимо и металлоконструкции покупать на замену. Законодатели пошли нам навстречу, решив «передвинуть деньги» для реконструкции моста, взяв их из неосвоенной части тех 12-ти миллионов рублей, которые были «прописаны» на строительство южных подъездов к Омску по Черлакскому и Русско-Полянскому трактам. Работы на южном подъезде велись в основном взаимозачетами, так как реальных денег ТДФ не имел. Как долго решался бы вопрос с южным подъездом — гадать не будем. Главное, что дела с Ленинградским мостом наконец-то могут сдвинуться с мертвой точки.
Конечно, из территориального дорожного фонда незаслуженно мало средств выделяется на Омск, хотя на 90 процентов он формируется за счет предприятий, которые находятся в черте города. Этот подход надо менять на государственном уровне, что планируется сделать в текущем году. Посмотрим, получится ли. А между тем ТДФ — пожалуй, единственная возможность стать Омску городом, достойным его современного статуса. Ведь у нас сегодня, по сути, одна на весь город автомагистраль — по проспекту К. Маркса, переходящая сначала в Красный Путь, а потом в проспект Мира. Причем перекресток К.
Маркса — Ленинградский мост еще в начале 80-х был перегружен более чем на 250 процентов, сейчас нагрузка еще более увеличилась. В такой ситуации все мы — в проигрыше.
Дорожный фонд на текущий год еще предметно не расписан. Из заявленных департаментом 142 миллионов рублей пока предусмотрена ориентировочная сумма в 50 миллионов. А между тем работы-то надо вести! На том же Ленинградском мосту, на дорогах в поселке Восточном, Октябрьском округе, старом Кировске. Городу необходимо не просто умело «накладывать грим», а делать новое лицо».
Отдельного разговора заслуживает проект строительства метромоста по улице Фрунзе. Он потребует значительного финансирования, так как здесь будут использоваться последние достижения метро- и градостроительства.