ВИКТОР ШРЕЙДЕР: "В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕФОРМА ЖКХ ПРОЙДЕТ СПОКОЙНО, БЕЗ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ"

ВИКТОР ШРЕЙДЕР: «В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕФОРМА ЖКХ ПРОЙДЕТ СПОКОЙНО, БЕЗ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ»

Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, подготовленная по поручению президента РФ рабочей группой президиума Госсовета во главе с губернатором Омской области Л. К. Полежаевым, уже получила поддержку президента, Госсовета и правительства

А значит, ожидаемый всеми в скором будущем переход на 100-процентную оплату населением реальной стоимости коммунальных услуг отменяется. Впереди — спокойный, рассчитанный почти на десятилетие перевод ЖКХ на рыночные рельсы хозяйствования. Об этом наш разговор с вице-губернатором Виктором ШРЕЙДЕРОМ.

— Виктор Филиппович, возникает закономерный вопрос: почему именно омскому губернатору было поручено возглавить рабочую группу по подготовке концепции реформирования жилищно-коммунальной системы? Объясняется это его личной инициативой, тем положительным опытом работы, накопленным в области, или сыграли свою роль другие факторы?

— Безусловно, это нужно расценивать как положительную оценку, президентом и Омской области в целом и деятельности нашего губернатора в частности. Президент побывал у нас зимой, а потому о ситуации мог судить лично. Наша область традиционно стабильно, без каких-либо эксцессов, экстремальных ситуаций проходит зиму, и это позволило сделать определенный вывод. И конечно же, важную роль в принятии президентом этого решения сыграли уровень государственного подхода омского губернатора к проблемам страны в целом и оценка его личного вклада в развитие государственности.

А доверие президента говорит о многом уже потому, что в настоящее время нет другой отрасли, требующей скорейшего реформирования, и нет более затратной, чем жилищно-коммунальная. Так что этот вопрос к тому же очень объемный и серьезный в части финансирования для всех уровней власти.

— Да, но где гарантия того, что нынешний вариант реформы -более грамотный, продуманный, успешный? Попытки реформировать эту систему предпринимались и раньше, хорошо известен, к примеру, немцовский проект реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Попытки реформировать систему ЖКХ заканчивались провалом по нескольким причинам. Население не принимало реформы, а у власти не хватало политической воли, чтобы их проводить. К тому же сами реформы, механизм их реализации не были продуманы. Если говорить о программе Немцова, то в ее основе лежал один принцип — установление 100-процентной платы для населения. Ни о каком коренном преобразовании речи не шло. И за последние годы система ЖКХ не претерпела никаких изменений, она один в один перенесена в сегодняшний день из советского периода.

То, что сейчас предлагается, -это совершенно иной подход, поэтапное реформирование. Для начала планируется провести полную инвентаризацию отрасли и ее аудит, создать нормативно-правовую базу, решить проблему долгов бюджетных организаций предприятиям ЖКХ и вопросы организационно-технического обеспечения. Далее предстоит провести реформирование предприятий ЖКХ, а уж потом постепенно переходить на рыночные условия. Это совершенно новая схема, и уверенность в том, что она будет работать по всем тем направлениям, которые в ней определены, есть.

— Проект реформы разработан для всей России. Но есть разные регионы, с разными климатическими условиями, экономическими и финансовыми. Будет ли этот фактор учитываться и каким образом?

— Разумеется, этот фактор учитываться будет. Предлагается ввести коэффициент зонирования, который и определит объем финансовых вложений в отрасль в разных регионах страны.

— Сегодня бытует мнение, что реформа ЖКХ — это разные ставки тарифов для разных слоев населения. Попросту говоря, богатые будут платить много, бедные — мало.

— В концепции реформирования четко проведена мысль, что богатый должен платить сполна, а бедный — в зависимости от своего дохода. В отношении населения был сформулирован принцип последовательности в движении к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, с 2002 года 100-процентно начнут оплачивать жилищно-коммунальные услуги наиболее высокодоходные слои населения, затем с 2003 года — среднедоходные слои населения, а с 2004 года — население, имеющее низкий доход. Для той категории малоимущих граждан, которые сами себе помочь не в состоянии, будет выделена субсидия. К слову, в объеме реформирования предполагается максимально расширить направление адресной субсидии и адресной льготы. Сегодня льготы безадресны, они не направлены на конкретного человека. Льготами пользуются и ветераны войны, и, например, работники судов. Но никто же не анализировал, сколько зарабатывает судья. Возможно, его денежных средств достаточно, чтобы оплачивать жилищно-коммунальные услуги без дотации. Поэтому и адресная льгота, и адресная субсидия будут определять, какому человеку и какой объем дотации или льготы необходимо предоставить. И те люди, которые не в состоянии оплачивать в полном объеме жилищно-коммунальные услуги, будут поддержаны. Они будут иметь субсидии при оплате коммунальных услуг порядка 15-20 процентов от совокупного дохода. Так что тот высокий процент платежей от населения, который мы имеем сегодня, я думаю, мы сохраним.

— Сегодня население регулярно оплачивает коммунальные услуги, а мы говорим о кризисе неплатежей и понимаем, что главные неплательщики -это неплатежеспособные предприятия и организации. Видимо, реформу ЖКХ как-то связывают с реформой и со стабилизацией в экономике?

— Естественно, если 50 процентов наших бюджетных ассигнований уходит на отрасль ЖКХ, то, реформируя ее, мы автоматически будем стимулировать и все другие направления экономики, потому что это все взаимосвязано.

— Вы возглавили координационный совет по выработке программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории Омской области, уже побывали в нескольких сельских районах области, изучили обстановку на местах. Скажите, проведение реформы на селе будет отличаться от проведения реформы в городе?

— Трудности в проведении реформы есть и в городе, и на селе. В городе у нас серьезно стоит проблема с коммуникациями и эксплуатацией. На селе другая специфика. Там весь жилищно-коммунальный комплекс, созданный в прежние годы, котельные были замкнуты на производстве. В настоящее время по разным причинам большие котельные не востребованы, поэтому задача ресурсосбережения, сокращения затрат на функционирование этих больших объемов, перехода на индивидуальные теплоисточники — одна из первостепенных.

Мы побывали в 16 районах области и уже можем говорить, что кроме того, есть проблемы с водоснабжением, пересмотра системы обеспечения топливом жителей села, проблемы задолженности ЖКХ перед энергетиками и другими поставщиками услуг. Требует пересмотра и тарифная политика.

— Я не могу не спросить у вас о том, как идет подготовка к зиме…

— На сегодняшний день вопрос снабжения топливом можно считать решенным. Администрацией области выделено финансирование, и мы активно закупаем топливо, поскольку сейчас оно дешевле. Да и возможностей его доставки больше, чем зимой.

— Выходит, катастрофы у нас в этой отрасли не предвидится?

— Приморского варианта не будет. Это однозначно. Но вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшее время, есть, и мы ими занимаемся. И я уверен, что реформа в нашей области пройдет спокойно, без революционных потрясений.