В ОЧЕРЕДИ В… ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ

Ежедневно в отдел социальных учреждений областного управления соцзащиты населения приходят старые немощные люди и умоляют его руководителя В. А. Ельчина предоставить им местечко в каком-нибудь из государственных домов-интернатов. Так как им невмоготу стало жить в семьях родственников, детей

Оно и понятно, не от благополучной сытой жизни рвутся старики коротать последние годы в домах престарелых. Видно, перестройка и рыночные реформы не только наломали немало дров в сфере экономических и социальных отношений в обществе, но и в душах наших «рыночные» преобразования осуществили. Теперь уже и плоды пожинаем.

В очереди на путевки в последнюю жизненную пристань, которая сегодня составлена в отделе социальных учреждений, числится более 300 человек. Так что каждого нового просителя покоя в доме-интернате приходится настраивать на ожидание вакантного места.

И это при том, что на территории Омской области в настоящее время функционирует 15 домов-интернатов, находящихся на полном государственном обеспечении. В них доживают свой век более 4000 стариков — чьих-то мам, пап, бабушек и дедушек.

В конце 2000 года было принято решение об открытии в Омской области еще одного пансионата для ветеранов и пожилых людей, предпочитающих доживать свой век в «общаге для стариков». При этом важно заметить, что в последние годы в Омской области наблюдается превышение смертности над рождаемостью, то есть происходит естественная убыль населения. 16-й по счету дом-интернат предполагается разместить в бывшем лагере отдыха ПО «Сибкриотехника». Разумеется, после серьезной реконструкции, которая сейчас и развернута там полным ходом. Благо, особых проблем в финансировании этого проекта нет. В соответствии с прошлогодним указом президента страны, направленном на улучшение условий проживания престарелых граждан в государственных социальных учреждениях, теперь можно использовать востребованные с предприятий долги в Пенсионный фонд на развитие сети домов-интернатов, на их ремонт и реконструкцию.

Тем же путем в нынешнем году планируется ввести в строй и вторую очередь Таврического пансионата для ветеранов.

Так что наверняка к концу года очередь стариков на поселение в дома-интернаты и пансионаты для ветеранов будет если и не ликвидирована, то серьезно сокращена.

Но что-то не вызывает эта оптимистическая перспектива ни радости, ни удовлетворения. Да, сегодня большинству семей живется трудно. На разные там карбонаты, рулеты и копченые грудинки средства есть максимум у десяти процентов населения. Но неужто в военные и послевоенные годы россиянам жилось легче?! Ведь тогда (по рассказам своих родителей, не из учебников знаем о том) и хлеба настоящего большинство семей годами не ели — муку мешали с мякиной и травой. А суп варили с крапивой. В школу же дети ходили по очереди — на всех не было обуви. Однако же стариков немощных лишними ртами не воспринимали, в богадельни отправлять не стремились, свой сыновний и дочерний долг свято исполняли все. Ну, может, за редким исключением — в соответствии с известной поговоркой.

Сегодня, смею утверждать, никто еще хлебом с мякиной не питается. Да, есть семьи, терпящие нужду. Но на их материальную поддержку только в прошлом году областная администрация направила около 25 миллионов рублей. А государство ежеквартально увеличивает размеры пенсий для стариков, стремясь смягчить саранчовый аппетит инфляции. Да и сами старики, являющиеся в отдел социальных учреждений на Яковлева, 6, чистосердечно признаются его специалистам: не голод и не холод гонит их из родного очага. Гонят их родственники или даже дети, для которых старики стали раздражающей обузой. Они, сильные, жизнелюбивые, жадные до модных одежд, мебели, средств передвижения, не хотят остановиться и задуматься над тем, что молодости не воротишь, а старости не избыть. И как бы самим в старости не оказаться в роли просителей вакантных мест в государственных пансионатах.