В одной из квартир соседнего дома мирно спящая на шкафу кошка с истошным воплем запрыгнула на люстру, в другой молодая пара занималась любовью — ну и, сами понимаете… Многие, впрочем, знали, что это — учения. Накануне милицейские сержанты обходили округу, звонили в домофоны и предупреждали жильцов. Правда, происходило это в разгар рабочего дня, и дома были далеко не все. Одни передали, информацию соседям, другие не сочли это нужным.
По сценарию учений, группа террористов в девять вечера захватила Концертный зал, где находилось более тысячи человек зрителей и обслуживающего персонала. Сотрудникам УФСБ и УВД предстояло освободить заложников и уничтожить бандитов.
Вечер выдался тёплый, к тому же после «захвата» движение по улице Ленина перекрыли, и гуляющего народа было много. «Пивнюки» скрывались от милицейских глаз в тени ещё не вырубленных деревьев у Казачьего собора, трезвенники дефилировали мимо Концертного зала, на котором красовался призыв приобретать абонементы на концерты Омского симфонического оркестра. У входа переминались с ноги на ногу три десятка молодых людей в спортивной одежде: им, видимо, предстояло исполнять роли «заложников» и «захватчиков». В начале десятого двери главной концертной площадки Омска распахнулись — и «актёры» вошли в зал. Но настоящее шоу ждало тех, кто остался снаружи.
Вой десятка сирен машин скорой помощи был подобен иерихонской трубе. Нервы дрогнули даже у справлявшего нужду возле культового места питбуля: кобель нелепо подпрыгнул на трёх ногах, а его хозяин отправил струю пива мимо рта. Оправившись от испуга, гуляющие только было раскупорили по очередной бутылочке, как неизвестно откуда возникшие под деревьями сквера автоматчики в масках жестами принялись отправлять граждан куда подальше. Бессловесные аргументы были столь убедительны, что никому и в голову не пришло доказывать своё право на отдых. Покидая сквер, вмиг протрезвевшие горожане тревожно осматривались по сторонам и замечали укрытые в проулках грузовики со спецназом, а на крыше одного из близлежащих зданий — людей, очень похожих на снайперов.
За считанные минуты сквер оказался оцеплен по периметру неразговорчивыми бойцами. С горожанами общались лишь сотрудники дорожно-постовой службы. «А чё случилось?» — кокетливо интересовались у милиционеров молоденькие девушки. «Война началась», — хмуро бурчали те в ответ. «Прикольно!» — воспринимали известие барышни.
Люди постарше и посерьёзнее выстраивались вдоль проспекта Маркса, пытаясь рассмотреть, что же всё-таки происходит. Но до поры ровным счётом ничего не происходило, если не считать металлического клацанья затворами автоматов развлекавшихся таким образом бойцов. Куда интересней было на улице Ленина. Со стороны Ленинградского моста проход разрешили лишь до магазина «Астор». Всем недоумевающим милиционеры сообщали, что не стоит волноваться — в городе комендантский час. Не удалось прорваться и ошалевшим от счастливой возможности поездить по пустой дороге велосипедистам. Их завернули. Молодёжь решила не сдаваться — и, как следует раскрутив педали, ринулась на прорыв ещё раз. И снова безрезультатно.
С наступлением темноты к «Астору» подъехал ещё и бронетранспортёр, а прилегающие дворы вконец опустели. Собравшихся на улице постепенно отодвигали всё дальше и дальше в сторону моста. В толпе гуляла лишь одна версия происходящего — террористы что-то захватиЛи. Несколько успокаивало отсутствие суеты, какую народ наблюдал по телеку при захвате «Норд-Оста» и школы в Беслане, а также улыбки и шутки дэпээсовцев, объяснявших, куда проход запрещён. Не повезло только тем, кто, задержавшись на работе, возвращался домой. С улицы Ленина их заворачивали на проспект Маркса, а оттуда — снова на улицу Ленина.
Ближе к двенадцати ночи подъехали грузовики со спецтехникой. Кареты скорой помощи, пожарные машины и пассажирские автобусы ждали своего часа. И он — после данной по рации команды — пробил. Сначала с места снялась скорая, следом за ней отправились пожарные. Тусовавшиеся тут же байкеры, смекнув, что вряд ли им скоро удастся ещё раз так повеселиться, организовали спецмашинам кортеж. Мчась в свете «мигалок» по улице Ленина на одних лишь задних колёсах, мотоциклисты рёвом своих движков глушили сирены.
Всю эту какофонию перекрыл взрыв, прогремевший в половине первого ночи около Дома актёра. Над микрорайоном поднялся цветной дым. Оповещённые об учениях поняли: террористы уничтожены, заложники освобождены, никто не пострадал. Неосведомлённые бросились к соседям, на балконы, на улицу… И только вид зевающих от усталости людей в форме возвращал им спокойствие и уверенность в мирном после бурной ночи завтрашнем дне.
Как сообщили «Вашему ОРЕОЛУ» в пресс-группе УФСБ по Омской области, подобные учения в ночное время на территории Омской области проведены впервые. В них также были задействованы силы и средства подразделений УВД, внутренних войск МВД, ГУ МЧС, органов власти и управления, Центра специальной связи и информации ФСО России, подразделений Омского военного гарнизона, Территориального центра медицины катастроф. По оценке руководителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции — начальника УФСБ России по Омской области генерал-майора Р. М. Гирфанова, проведённые оперативно-тактические учения достигли поставленной цели. Их участниками детально отработаны все действия, а также комплекс оперативно-боевых и специальных мероприятий по обезвреживанию «террористов» и освобождению «заложников» в условиях тёмного времени суток.