Пётр Шумаков восемь лет не может получить деньги за 300 тонн семенной пшеницы, а его должники уже давно заняли другие посты.
Бум, который подняла идея развития фермерства, способного прокормить Россию, многие уже и не вспомнят. Петру Шумакову его забыть трудно. Он, как и многие его коллеги, решил поднимать сельское хозяйство Омской области — в селе с многозначительным названием Терпение. Объединившись с главами других крестьянских хозяйств, они создали семеноводческое хозяйство с благой целью обеспечивать омских крестьян качественным семенным фондом.
В 1998 году хозяйство Шумакова сдало Ассоциации фермерских хозяйств, которую возглавлял Иван Фоляк, триста тонн семян пшеницы и до сегодняшнего дня денег за них так и не получило. Начались судебные процессы и разбирательства. В результате на поверхность удалось вытащить массу фактов беззакония. Как выяснилось, господин Фоляк и работавший с ним Владимир Тянин точно так же обошлись и с СПК «Лесной», и с фирмой «Экситон». Выяснилось также, что руководители Ассоциации не передавали семенное зерно крестьянским хозяйствам, а продали его… на муку. Делалось это при молчаливом согласии тогдашнего начальника управления сельского хозяйства области Виктора Белевкина.
— За эти годы мы пережили столько, — рассказывает Пётр Шумаков, — что сделали вывод: чиновники существуют, чтобы мешать людям работать.
У фермеров были все основания делать такой вывод. Ассоциация крестьянских хозяйств получала немалые средства. С 1997 по 1999 год включительно Ассоциации для поддержки фермерских хозяйств выделялось по 3 600 миллионов рублей ежегодно. Чиновники не смогли найти возможность выплатить долги хозяйствам из этих средств. Зато, по данным Контрольно-счетной палаты, кооперативу «Приволье» (где одним из руководителей числится всё тот же Тянин) выдали из областного бюджета миллион семьсот тысяч рублей «на безвозвратной и бесплатной основе», а уже кооператив часть этих денег передал крестьянским хозяйствам под 20-23 процента годовых. Как без особого смущения пояснили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, «средства ошибочно были выделены как субсидии».
За время, пока шли судебные разбирательства, — а против Владимира Тянина и Ивана Фоляка возбуждались уголовные дела, — в декабре 2001 года произошло покушение на фермера и тогдашнего президента Ассоциации Ивана Ничкова. При этом у него из портфеля пропали документы о нарушениях в работе Ассоциации с участием Тянина и Фоляка, приготовленные для облпрокуратуры. И в хозяйствах у фермеров происходили странные вещи: то вдруг на их поля с семенным фондом выведут пасти скот, который вытопчет посевы, то не заключают с ними договора об аренде земли, а потом эти поля просто остаются брошенными.
Но в постоянных разъездах по судам, министерствам и к депутатам в поисках справедливости в хозяйстве Шумакова вновь ждут урожая из добротных семян. Удалось сохранить семенной фонд. Правда, молодёжь, потеряв надежду на нормальную жизнь, стала уезжать на Север и в областной центр. И наконец почти восемь лет спустя суд принял решение в пользу хозяйства Шумакова. Ему должны выплатить долг за когда-то взятые 300 тонн семенного фонда. Правда, руководители Ассоциации уже давно покинули свои «хлебные» места, а уголовные дела, которые возбуждались против них, удовлетворения фермерам не принесли. Долг за них должно будет отдать министерство сельского хозяйства области, где тоже уже работают не те люди.
— Мы отбились, и хотя на это потребовалось много лет, решимости у нас не убавилось, — говорит Пётр Шумаков. — Виноватые должны знать, что они будут наказаны. У нас уже набрались целые тома документов. Мы отправляем их на федеральный уровень.