Почему отменяют аренду

Давняя мечта сотен тысяч омских льготников сбылась: с 1 февраля арендные автобусы снова будут работать в обычном режиме

А значит, все категории льготников смогут ездить на них бесплатно.
Такое решение было принято на встрече и.о. главы городской администрации А. Стерлягова с первым заместителем губернатора А. Голушко. Кроме того, транспортники обещают с 1 февраля продлить работу автобусов, троллейбусов и трамваев до 23.00 и увеличить количество подвижного состава, выходящего на маршруты во вторую смену, а также разработать мероприятия по восстановлению работы городского транспорта до 24 часов, которое произойдет, видимо, к началу дачного сезона.

Отвечая на вопросы журналистов, начальник городского управления транспорта Анатолий Борисов назвал причину отмены аренды: областная администрация выделяет 100 миллионов рублей на покрытие расходов по перевозке льготников. Ведь, как известно, арендные автобусы появились потому, что за многочисленных льготников никто не платил, и автотранспортным предприятиям не на что было даже купить горючее.

Как заверил А. Борисов, проблем при возвращении автобусов к обычному режиму работы возникнуть не должно: договора аренды на 2001 год еще не заключались. По словам начальника управления транспорта, не должно быть вопросов и если «Сибнефть» повысит цены на топливо, а «Омскэнерго» — на электричество, в этом случае обладминистрация обещает содействие, что оговорено специальным пунктом соглашения между А. Стерляговым и А. Голушко. Как сказал А. Борисов, транспортники также не готовят никаких предложений о повышении цены за проезд, и действующий тариф в три рубля сохранится на всех видах транспорта, кроме, разумеется, частных маршрутных такси. Сейчас средняя себестоимость перевозки одного пассажира составляет 2 рубля 28 копеек. И если бюджет будет доплачивать за льготников, то все будет в порядке. Конечно, если еще и все пассажиры будут платить за проезд. Сейчас «зайцы» вызывают у транспортников особую тревогу — ведь до четверти омичей имеют обыкновение ездить без билетов. Ежегодно они приносят свыше 100 миллионов рублей убытка. И есть опасение, что с 1 февраля количество безбилетников увеличится, потому что в толпе льготников «зайцам» гораздо легче будет затеряться, пользуясь поддельными удостоверениями. По словам Анатолия Борисова, управление транспорта в ближайшее время предпримет шаги по борьбе с пассажирами, не оплачивающими проезд. Так, этой цели послужит введение единого для всех школьников документа. Намечены совместные с милицией мероприятия по «отлову» безбилетников, будет усилена активность и контрольной службы управления транспорта. Кроме того, решено снова выйти к областной законодательной власти с предложением увеличить штраф за безбилетный проезд. Напомним: в свое время этот штраф был повышен, но после протеста прокуратуры сумму пришлось вернуть на прежний уровень, и сейчас с «зайцев» берут всего десять рублей.

Итак, один из главных источников социальной напряженности в городе вроде бы скоро будет ликвидирован. Но возникает ряд вопросов. И, прежде всего: почему деньги за проезд льготников, — предусмотренные федеральным законодательством, область не выделила раньше, подтолкнув город к введению столь непопулярной аренды? (Кстати, средства на компенсацию транспортникам в областном бюджете не предусмотрены, и откуда их будет брать региональная администрация — неизвестно). Получается, что своим нынешним решением областные власти подтверждают: омичи сознательно были сделаны заложниками противостояния области и города.

А вот на другой вопрос: так ли уж хороша отмена аренды? — ответит только время. Ведь именно благодаря переводу на аренду удалось сохранить весь транспорт в муниципальный собственности. Во многих же регионах большинство автобусов и троллейбусов уже распроданы частникам. Так что не ожидает, ли и нас то же самое, если областная администрация не сможет выполнить свои финансовые обязательства и автобусы опять встанут без горючего? Ну а повышение оплаты за проезд — вообще дело весьма и весьма ожидаемое. Что ж, поживем — увидим.