В последнее время в нашу редакцию очень часто обращаются читатели, недовольные работой городских поликлиник: не хватает талонов, чтобы попасть на прием к врачу, надо занимать очередь в пять утра, невозможно сдать анализы. При этом доктора были всегда согласны принять пациентов платно…
Наша постоянная читательница Вера Гукова столкнулась с проблемой невозможности взять бесплатный талон в массажный кабинет в МУЗ «Детская городская поликлиника № 4».
— Почему в поликлинике творится такой беспредел? — негодовала она, — куда нам жаловаться? Может, хоть вы нам поможете!
Мы попытались узнать, в чем же действительно там дело, и позвонили в эту поликлинику. Однако главврач Сергей Зюзько заявил, что проблем никаких нет.
— На сегодняшний день, — сказал он, — существует определенная запись больных в регистратуре. А во сколько там они встают — это их проблемы. Талоны есть.
Но ситуация продолжала накаляться. В редакцию то и дело звонили недовольные родители, которым по-прежнему не удавалось достать талоны.
В ЧЕРНОМ СПИСКЕ
Как оказалось, работой поликлиник были недовольны не только пациенты.
— Совместно со специалистами Управления здравоохранения города мы проводили проверку в рамках реализации национального проекта «Здоровье», — рассказала нам помощник прокурора Кировского административного округа Юлия Замятная, — проверяли, как реализуется проект, есть ли нарушения в работе врачей, в общем, работу нашего здравоохранения. По четвертой поликлинике могу сказать следующее: так как она детская, многие родители жаловались, что не могут пройти диспансеризацию со своими детьми, а в самой поликлинике, в книге жалоб, мы прочитали много соответствующего рода записей…
Правда, родители, страдающие от нарушений, которые творились в 4-й поликлинике, в решающий момент предпочли принцип «береженого бог бережет». Когда нужно было давать свидетельские показания, многие из них отказались, мотивируя это тем, что их детей вообще потом не будут лечить. Родители просто испугались — в первую очередь они думали о своих детях. Непосредственно в Кировскую прокуратуру на тот момент жалобы не поступали. Однако о сложившейся ситуации работники прокуратуры уже знали.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ПЛАЧ
Но, как говорится, все тайное рано или поздно станет явным. Особенно трудно молчать, когда нервы уже действительно на пределе. Желающие высказаться все же нашлись.
— Не так давно нам пришлось снова идти в эту поликлинику, — рассказывает молодая мама Людмила, которую следователи убедили поучаствовать в деле, уверив, что ее фамилия разглашаться не будет.
— В шесть часов вместе с ребенком ты должен встать, в семь — быть у входа в поликлинику, двери которой открывают только в половине восьмого. А если это зима? А если не с кем оставить грудного ребенка? Потом ты должен отстоять очередь в регистратуру.
Оказалось, что, если родитель не стоит в числе первых десяти человек в очереди, то заветный талончик своему ребенку, например, к лор-врачу, он уже не получит. Дают всего пять талонов в день — в понедельник и в пятницу. Всего два дня. А какое количество больных детей?
— Нужно сдать кровь — точно такая же ситуация, — продолжает Людмила, — идешь в шесть часов и занимаешь очередь. Ребенок невыспавшийся, стонет. А нужно полтора часа отстоять в очереди, чтобы взять талончик. Потом эти же полтора часа отстоять, чтобы сдать кровь. И как выжатый лимон из этой поликлиники выползаешь. Я в последний раз просто плюнула на все и пошла в платную клинику.
«Зачем?» — подумают многие. Можно было и так купить талончик в той же поликлинике и попасть на прием к врачу. Действительно, можно. Только и здесь есть одно «но». Квалификация работников оказалась слишком низкой. Настолько низкой, что они были не в состоянии отличить ОРЗ от фаринготрахеита.
— Четыре недели моему ребенку не могли поставить в поликлинике диагноз! — продолжает Людмила, — нас почему-то лечили от ОРЗ и прописывали при этом отхаркивающие препараты. Реакции никакой на лекарства не было, ребенок продолжал задыхаться от кашля. Плюс ко всему, лекарства стоят сейчас недешево. В итоге я потратила больше тысячи рублей на абсолютно ненужные препараты. Я закормила ребенка мукалитиками, антибиотиками…
ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ
Другим нашим читателям пришлось и того хуже. В МУЗ «Омская городская клиническая больница № 1 имени А. Н. Кабанова» в детском инфекционном стационаре матерям, лежащим со своими детьми, приходилось драить палаты и замачивать белье. В больнице их даже заставляли подписывать «Обязанности матерей, находящихся по уходу за детьми». В тексте правил был, например, такой пункт: «Грязные пеленки, ползунки и т. д. — замочить на 1 час в 1 % растворе хлорной извести, ополоски вылить в унитаз. Белье собирается в клеенчатые мешки и сдается утром сестре-хозяйке… В палате 2 раза в день проводить влажную уборку с дезинфицирующими средствами — 1% р-р хлорной извести, используя маркировочный уборный инвентарь».
В случае неисполнения этих правил матери отстранялись от ухода за ребенком и подлежали выписке. Понятно, что каждая женщина в такой ситуации предпочитала не рисковать и мыть стены, мыть полы, чтобы только быть со своим ребенком.
Но проблема крылась не только в том, что матерей фактически эксплуатировали, а еще и в соблюдении гигиены в самом медицинском учреждении. Хорошо, если одна мать добросовестно помоет палату, а если другая — нет?..
ДОЖДАЛИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ?
— По итогам проверки МУЗ «Детская городская поликлиника № 4 прокуратура Кировского округа составила представление, — говорит Юлия Замятная, — которое, во-первых, медработники должны были рассмотреть и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им сопутствующих. Во-вторых, привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц и, в-третьих, о результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру в письменной форме в течение месяца. Точно такое же представление было направлено в МУЗ «Омская городская клиническая больница № I имени А. Н. Кабанова».
И вот какие пришли ответы.
Администрация МУЗ «Детская городская поликлиника № 4»:
«…Количество талонов определено согласно нормативной нагрузке, рассчитанной по приказу Управления здравоохранения администрации города Омска № 710 от 24.12.2004 г. «Об утверждении нагрузок на врачей амбулаторно-поликлинических учреждений».
Плановые приемы диспансерных больных, здоровых детей накануне своего отпуска специалисты осуществляют заблаговременно, по приглашению участковой службы…
Заведующая лабораторией ежедневно выдает талоны на 40 человек…».
За подписью главврача ОГКБ № 1 Василия Мамонтова:
«Администрация МУЗ ОГКБ №1 им. Кабанова А. Н. признает некорректность имевшихся правил для матерей, поступивших по уходу за детьми. В настоящий момент они доработаны. На заместителя главного врача по детству… наложено дисциплинарное взыскание за слабый контроль за качеством и корректным исполнением документов, имеющихся в отделении».
P.S. Во вторник, когда номер уже сдавался в печать, нам позвонили наши читатели и пациенты МУЗ «Городская поликлиника № 6». Они сообщили, что одному из пациентов, стоящему в очереди в регистратуру, стало плохо и он умер. Наш корреспондент выехал на место происшествия.
Очевидцы рассказали, что видели лежащее на полу тело примерно в девять утра. Труп увезли в 14:15. На момент приезда нашего корреспондента на крыльце дежурила милиция. Участковые сообщили о том, что пациент стоял в очереди в регистратуру, ему стало плохо, после чего он упал. До этого мужчина лечился в БСМП, а в поликлинику №6 пришел оформить документы. Вместе с ним была жена. Пациенту сразу оказали первую неотложную помощь, сделали кардиограмму, но почему-то вызвали «скорую». На момент ее прибытия он был уже мертв.
После разговора с очевидцами наш корреспондент, соблюдая правила журналистской этики, обратился за комментариями к заместителю главврача МУЗ «Городская поликлиника № 6» Наталье Зверевой, а затем вместе с ней проследовал в кабинет к главному врачу — Владимиру Беспалову. Там у журналиста отобрали блокнот, вырвали из него все страницы, на которых была записана собранная информация, и в грубой форме выпроводили из учреждения.