ЗДЕСЬ СТОЯЛ АЛЕКСАНДР II
Вокруг памятника Ленину у здания Законодательного Собрания убрали переросшие ели, и фигура вождя на пьедестале, прежде спрятанная в зарослях, открылась омичам. Неожиданное явление Ильича миру вызывает самые разные эмоции.
Ленина было принято изображать с простертой вперед рукой. Видимо, предполагалось, что он зовет и приглашает трудящихся в светлые дали коммунистического будущего. Коммунизма не построили, наоборот, стали возвращать исторические памятники, коммунистами порушенные. И сегодня выходит: товарищ Ленин приветствует воссоздание Успенского кафедрального собора.
Эти памятники — антиподы. Ленин встал на пьедестал после того как в 1935 году по другую сторону той же Соборной площади был варварски взорван красавец храм. Замена одного памятника другим была резким насильственным действием, символическим утверждением новых советских ценностей.
Но все возвращается на круги своя. Когда год назад на раскопках Успенского кафедрального собора был очевиден всплеск интереса омичей к истории, он коснулся не только судьбы жемчужины сибирской архитектуры — прекрасного храма, но прошлого многих других достопримечательных уголков нашего города. Кажется, никогда раньше так часто не обращались к краеведам и старожилам с вопросом: «А что здесь было раньше?». Открывшаяся правда вызывала изумление. Ну, например, мало кто знал, что на месте бетонного памятника Ленину у обкома КПСС стоял бронзовый памятник Александру II.
Все было очень хорошо продумано. В 1914 году на Соборной площади, напротив храма, начали строить здание судебных установлений (ныне здание ЗС). Отделку окончили перед революцией. Но еще в 1916 году перед зданием появился памятник царю-освободителю, Александру II, отцу реформ, в том числе и судебной. Вероятно, идея памятника родилась сразу при проектировании здания, потому что петербургский архитектор А. В. Прусаков предусмотрел солидное пространство перед фасадом с двумя массивными пилонами и двумя дугообразными аллеями, огибавшими большую клумбу, в центре которой и помещалась скульптура царя.
Что сегодня должно быть на этом месте? Памятник Ленину? Памятник царю? Обычная клумба?
Генеральный директор института «Омскгражданпроект» И. Любчич, подготовив предложения архитекторов по благоустройству Соборной площади, считает, что восстановление памятника Александру II было бы актом исторической справедливости и при том отвечало бы цели художественного единства среды. Хотя Иван Никитович отмечает, что это непростое решение, ведь памятник, который до 1928 года находился на территории Сибзавода, впоследствии был утрачен, а к Ленину на пьедестале люди привыкли. Но коль идет речь об историческом месте Омска, архитекторы желали бы возвращения к истине. Специалисты предлагают восстановить на прежнем месте два гранитных светильника с реставрацией их утраченных элементов. Кроме того, они убеждены, что монументальное здание в стиле неоклассицизма основательно испортил капитальный козырек «в брутальных формах позднего конструктивизма». И. Любчич предлагает рассмотреть вариант демонтажа этого козырька и разработать новый проект оформления входа.
При любой реконструкции требуется внимание к каждой детали. Вот свежий столичный пример. В Москве установили памятник маршалу Г. К. Жукову на том месте, откуда полководец въехал на коне на Красную Площадь, принимая в июне 1945 года Парад Победы. Но когда, чуть позже, было принято решение воссоздать в первоначальном виде Исторический музей, оказалось, что это невозможно сделать. Главный вход в музей располагался со стороны Кремля, и будь он восстановлен, посетителям пришлось бы проходить в музей под хвостом коня маршала. Перемены должны быть последовательны. Иначе выходит анекдотическое смешение стилей и смыслов на радость острословам. Вождь и храм в композиции одной площади — это сочетание идеологически несовместимое, сюрреалистическая картинка нашего времени.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ
Памятник Ленину у Законодательного Собрания сделан из бетона. Это не авторская работа, а копия с оригинала, установленного в Ленинграде.
В погоне за количеством изваяний вождя о качестве особенно не думали. По данным ЮНЕСКО, число скульптурных изображений Владимира Ильича в СССР превысило число статуй Будды во всем мире за весь период почитания его на Востоке.
А художественных образов вождя пролетариата единицы. Из 102 омских памятников только четыре можно назвать авторскими. Да и то скульптура на площади Ленина Ф. А. Абдурахманова — это повторение памятника в Баку. Считается, что к произведениям искусства можно отнести памятник Ю. Г. Нероды и И. М. Рукавишникова на Привокзальной площади, а для истории был интересен первый омский памятник на Агрегатном заводе, изготовленный по инициативе снизу инженером С. В. Мартьяновым. Памятник по адресу: ул. Ленина, 10, у здания бывшей женской гимназии, ценен тем, что сделан из бронзы, но трудно не заметить вопиющей дисгармонии в размерах постамента и фигуры на нем: пьедестал помпезно велик, словно специально подчеркивает малый рост вождя.
У скульптур есть такое свойство: при неумелом исполнении она превращается в пародию на того, кого авторы желали возвеличить.
Все памятники Ленину были поставлены на госохрану в 1980 году. Художественная ценность тогда во внимание не принималась. Не существовало и срока давности. Памятником (то есть значительным произведением искусства) признавалось все, что ставилось на пьедесталы. По новым же правилам должно пройти не менее 40 лет, прежде чем будет сформировано суждение, является ли этот образец искусства достойным наследием нации или это был только некий художественный опыт, для потомков не очень существенный.
Так, к лику святых Церковь никого не может причислить ранее чем спустя полвека после кончины. И это справедливо, исключения не делалось даже в случае особо горячего почитания подвижника.
В 1998 году сотрудники Омского Главного управления культуры и искусства отправили на экспертизу в Московский институт искусствознания документы об омских памятниках. Культурно-художественная экспертиза подтвердила несоответствие девятнадцати изваяний вождя требованиям, предъявляемым к памятникам. Эта экспертиза была взвешенной и осторожной, даже несоразмерный памятник на ул. Ленина, 10, она пощадила. Однако фракция коммунистов в Законодательном Собрании области заблокировала решение вопроса о снятии статуса памятника даже с откровенно аварийных монументов.
— А ведь мы пытались объяснить, что снятие статуса не влечет за собой сноса. Решение о судьбе объекта монументального искусства — в компетенции муниципальных властей, — говорит Олег Свиридовский, в 1998 году сотрудник Главного управления культуры и искусства, а ныне начальник отдела охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Омской области. — Обращая внимание на негодные образцы, мы просто предлагаем задуматься: а нужна ли такая память?
Передо мной — каталог областных памятников с фотографиями и заключением областной экспертной комиссии.
Бюст перед ДК им. Баранова. Установлен на постаменте от бывшего памятника. Художественной ценности не представляет. Памятники в Больших Уках, Большеречье, Горь-ковском, Калачинске, Колосовке, Москаленках, Муромцеве, Тевризе, Черлаке, Тюкалинске… Вердикт: художественной ценности не имеют. Памятник в Оконешникове: образец массового производства. Поселок Омский Омского района: гипсовая скульптура не отвечает техническим и художественным требованиям. Монумент в Русской Поляне: явное несоответствие архитектуры постамента и пластического решения. Село Вставское Тарского района: нарушены пропорции между постаментом и скульптурой. Шербакуль: техническое состояние неудовлетворительное, художественными достоинствами не обладает…
Что сохраняем на века, во имя чего? Знакомство с картотекой приводит в оторопь. До недавнего времени у нас ставились памятники только героям войны и революционерам.
ДРУГИЕ ИСТОРИИ НА ТУ ЖЕ ТЕМУ
На территории Омского аграрного университета в 1938 году был установлен памятник С. М. Кирову. В сентябре 2005 года скульптура из армированного пескобетона, судя по акту комиссионного осмотра, выглядела так: «фигура состоит из нескольких частей, в местах соединения наблюдаются глубокие трещины, которые продолжают раскрываться, что создает аварийную ситуацию». Далее речь идет об отслоении пескобетона, полном разрушении фрагментов фигуры, коррозии арматуры, составляющей каркас памятника, разрушении кирпичной кладки постамента. Вывод: износ памятника составляет 90-95%, состояние конструкций -аварийное. Рекомендация: администрации ОмГАУ произвести консервацию и демонтаж фигуры под контролем специалистов в сфере охраны объектов культурного наследия. То есть памятника фактически уже нет и он не подлежит восстановлению, но до сих пор стоит на государственном учете как памятник.
Инерция и опасение политизированного скандала мешают принимать решения в согласии со здравым смыслом.
В райцентре Нижняя Омка видим яркий тому пример. Здесь сооружен прекрасный мемориал землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Многофигурная скульптурная композиция, три бюста Героев Советского Союза, аллея Славы — мемориал необычного для глубинки масштаба и выразительности. А в двухстах метрах от него — прежний памятник тем же героям, из оштукатуренного кирпича, в трещинах. Но убрать его нельзя до того момента, пока не снят статус памятника.
Жизнь омичей до сих пор не была омрачена стихийной войной с памятниками, прокатившейся по городам и весям необъятной России в начале 90-х годов. Но опыт демонтажа памятников был и у нас. Например, памятников Сталину. Старожилы вспоминают, что скульптур Иосифа Виссарионовича в Омске было шесть: в Саду юннатов, Горса-ду, парке культуры, у Театра драмы, на перроне вокзала и у Тарских ворот. В последнем случае отец народов был изображен вместе с Лениным. После развенчания культа личности фигуру Сталина отпилили, и Ленин некоторое время оставался на постаменте один, в нелепой позе. Памятник у Театра драмы убирали тоже по частям. Сначала сняли фигуру, сохраняя пьедестал для другого героя. Потом водрузили на постамент чашу. Нужны были годы, чтобы все убедились в нелепости такого решения.
Как поступить со скульптурами Ильича в случае демонтажа? Председатель общества коренных омичей Владимир Селюк предлагает перенести памятники с подлинными постаментами в одно место, на одну из полян нового Парка имени 300-летия Омска. Так сделали в некоторых городах. А памятник у Законодательного Собрания В. Селюк предлагает перенести к обкому КПРФ на ул. Ипподромной.
Идея трудна для воплощения в первую очередь из-за состояния памятников. Большинство устанавливались не на века, а как временные сооружения. Тот же памятник у ЗС испорчен трещинами. Похоже, создатели культа вождя революции сами не верили в то, что провозглашенные идеалы сохранятся на все времена, несмотря на то что с языческим рвением заполняли изваяниями-идолами площади городов и сел.