ИПОСТАСИ ВЛАДИМИРА ВАРНАВСКОГО

ИПОСТАСИ ВЛАДИМИРА ВАРНАВСКОГО

Вообще говоря, профессиональных политиков в стране чрезвычайно мало. В этом смысле пример Владимира Варнавского по-своему уникален. Он ушел на партийно-хозяйственную работу в возрасте 26 лет и с тех пор умудрился ни разу не выпасть из сферы реальной политики, пройдя путь от инструктора райкома КПСС до заместителя председателя Совета Федерации

Когда-то в незапамятные времена, еще до начала эпохи информационных войн, председатель Законодательного собрания был в гостях у коллектива «Вечерки». Тогда он с удовольствием отвечал на любые вопросы журналистов, несколько даже обескураживая своей открытостью и откровенностью. Впрочем, настоящий политик и должен производить впечатление мужчины, приятного во всех отношениях, умея, однако, при этом не говорить лишнего.

Наверное, такое умение совершенно необходимо государственному чиновнику, курирующему в Совете Федерации вопросы международных парламентских связей. Недавно Владимир Варнавский вернулся из Страсбурга, где он был руководителем российской делегации на Конгрессе местных и региональных властей Европы. Наше эксклюзивное интервью состоялось сразу после пресс-конференции, устроенной по этому поводу…

ЗАМПРЕД

— Владимир Алексеевич, это ведь не первая ваша командировка в Страсбург?

— В мои обязанности, как заместителя председателя Совета Федерации, входит ведение всех вопросов международных парламентских связей. Ведь мы сегодня участвуем не только в Совете Европы. Я уже трижды возглавлял делегации на межпарламентских союзах в Аммане, Джакарте и Гаване, — где собираются парламентарии всего мира.

— Я о другом. По идее, вы могли бы вообще из-за границы не вылазить, как это делают многие члены комитета Госдумы по международным делам. Однако если разобраться, то ваши зарубежные поездки можно на пальцах двух рук пересчитать, и то лишние останутся…

— Действительно, я мог бы вообще не заезжать в Омск между заграничными командировками, но вы же видите — я ни одного заседания Законодательного собрания не пропустил за это время. Просто у меня значительная часть международных контактов происходит в Омске и Москве. Встречаюсь с послами, генеральными консулами. В этом смысле жизнь, конечно, насыщенная, но нельзя отрываться от дома, от земли.

— Так уж и нельзя? Особенно если учесть, что в Совете Федерации с каждым месяцем становится все больше и больше представителей российских регионов, имеющих московскую прописку…

— Мое мнение на этот счет следующее: президент изначально должен был ослабить влияние губернаторов на Центр, что он и сделал. Ведь до недавнего времени главы регионов имели как бы двойной статус — смешивались понятия представительной и исполнительной власти. Наверное, это нужно было исключить. Но тогда надо было до конца продумать и процесс формирования верхней палаты. Сегодня ведь действительно в Совете Федерации появилось много москвичей, бывших козырными картами на политическом игральном столе в начале девяностых годов. Они опытные люди, но они не привыкли работать…

— Вы там, кстати, в верхней палате в пропрезидентскую фракцию «Федерация» еще не вступили?

— Ни в какую фракцию я не вступал, за что они на меня и обижаются. Я один раз вступил в КПСС и из нее, кстати, не выходил…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

— Однако, Владимир Алексеевич, вернемся к Законодательному собранию. Есть один не слишком приятный нюанс: в последнее время, по моим наблюдениям, ЗС приходится все чаще и чаще исправлять и даже отменять уже принятые законы по протестам прокуратуры…

— Такая тенденция действительно заметна, но я хочу отметить, что в Сибири сравнительно с другими регионами подобных решений намного меньше. Это не мое утверждение — такой анализ провели специалисты Сибирского федерального округа.

Действительно, мы в основном по собственной инициативе исправляем недостатки, допущенные в нормотворчестве или нами, или федералами. Есть, конечно, и другие примеры. Взять хотя бы наш закон об изъятии прав на земельные участки. Вы же знаете, что мы выиграли у прокуратуры это дело и в областном, и в Верховном суде. Подобных случаев немного — мы проиграли, ну не знаю один-два закона, остальные выигрываем. Идет нормальный цивилизованный спор на правовой основе.

Хотя, согласен, есть и настораживающие факты, о которых я говорил на совещании у полномочного представителя президента в СибФО Леонида Драчевского, -когда появляется какая-то соревновательность между прокуратурой и органами юстиции в том, кто больше найдет недостатков в нашей работе. Не нужно их искать, мы их и сами прекрасно видим.

— Наверное, все же у стражей закона есть веские основания защищать интересы государства от законодательных актов, принимаемых отдельными регионами?

— Это совсем другое дело. Есть республики, в законодательной базе которых сколько угодно актов, противоречащих Конституции. Например, о том, что республика может по своему желанию выходить из состава РФ, иметь свои вооруженные силы и так далее. Подобного абсурда хватает. Вот там действительно необходимо приводить местное законодательство в соответствие с Конституцией страны. У нас же идет нормальный процесс законотворчества. И не наша вина, что омское Законодательное собрание зачастую опережало в своих проектах федеральное законодательство.

— Понятно, что главным законом для ЗС является ежегодное принятие бюджета области. А на федеральном уровне могли бы вы назвать те законопроекты, которые были приняты при непосредственном участии Законодательного собрания? Кроме широко известного в народе «закона о порнографии»…

— Сколько угодно — наши законодательные инициативы нередко воплощаются в жизнь. Например, поправка к закону о воинской службе, когда во время первой чеченской войны наши депутаты предложили не направлять в «горячие точки» солдат первого года службы. Или же омский закон о государственной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, ставший в конечном итоге законом федеральным.

Мы вносили конкретные поправки в закон об образовании, добившись на федеральном уровне отмены самых настоящих поборов с родителей за лицензирование и аттестацию школ. Сейчас Госдумой по нашей инициативе принята в первом чтении норма, которая предусматривает добровольный выбор гражданином системы оплаты за телефонную связь — или повременной, или по тарифу. Плюс ко всему и тот закон, о котором вы говорите.

Сегодня в Госдуме рассматриваются законодательные инициативы по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, об общественных работах. Думаю, что в этом смысле Омская область выглядит вполне достойно.

ВЕДУЩИЙ

— Комплимент можно, Владимир Алексеевич? Сомнительный, правда…

— Пожалуйста.

— Всегда с превеликим удовольствием наблюдаю, как вы ведете пленарное заседание ЗС. За словом в карман не лезете, обязательно что-нибудь ехидное скажете…

— Без злого умысла…

— Не знаю, не знаю… Умение манипулировать депутатами -неотъемлемая часть работы председателя ЗС?

— Нет, это не так, я никогда не манипулирую Законодательным собранием. Просто знаю свои права председателя, которые прописаны в регламенте. Многие вопросы, которые муссируются определенной группой депутатов от КПРФ, идут от их незнания элементарных правил, норм, определенных законом. Вы видели, чтобы мне хоть раз кто-нибудь поставил в вину то, что я неправильно веду собрание, нарушаю регламент?

Опять же, давайте говорить откровенно, нельзя сбрасывать со счета и ту огромную практику, которую я приобрел за долгие годы, -и партийного секретарства, и ведения горсовета, когда там было две с лишним сотни разночинцев с самыми противоположными взглядами.

У нас же никогда не доходило до драк, которые случаются в японском или даже в британском парламентах. Нужно уметь действовать исключительно в рамках закона. Недовольные будут всегда, но право — дороже.

— А какую роль в деятельности Законодательного собрания играет аппарат? Не секрет, что в Кремле, правительстве. Государственной думе рядовые незаметные чиновники иногда способствуют принятию самых серьезных решений. И бюджетные ассигнования на аппарат выделяются существенные…

— Наше Законодательное собрание по финансовым затратам почти самое дешевое во всей России. Возьмите бюджеты любых соседних территорий, Московской области, возьмите любой регион на восток, вот хотя бы… ладно, не буду — ребята обидятся. За голову схватитесь, сколько средств из бюджета тратится на содержание аппарата! Там ведь есть заместители начальников отделов, руководителей секторов. У нас же — только завот-делом. Если его нет — обязанности исполняет старший консультант.

Дело же не в количестве, а в качестве. Аппарат омского ЗС берет высоким профессионализмом.

МИРОТВОРЕЦ

-А депутаты меняются за срок отбытия своих полномочий? Бывает же, что приходит в Законодательное собрание такой ортодоксальный, допустим, коммунист, а поработает, осмотрится и начинает понимать, что партийные установки зачастую расходятся с реальной заботой о жизни избирателей. И тогда голосует по собственному разумению, а его за это раз -и из рядов КПРФ…

— Совершенно верно подмечено. «Конечно, меняются люди, у многих шоры с глаз спадают. А товарищи их этого не понимают, потому как продолжают воспринимать по старинке Законодательное собрание как расширенное заседание бюро обкома.

Порой ваш брат-журналист пишет, что, мол, опять скучно прошло заседание ЗС… Так ведь хорошо, когда Законодательное собрание принимает законы, отвечающие интересам людей. И хорошо, что в этом же направлении движется работа областной администрации. Из-за чего спорить-то?

-А никто и не спорит. У нас ЗС с руководством области живет душа в душу. Не то что в каком-нибудь Владивостоке…

— Это то, что вы наблюдаете на поверхности. Между мной и губернатором нередко возникают споры по различным вопросам. Просто мы стараемся не выносить их на суд широкой общественности. Зачем показывать по телевидению наши разногласия? Мы всегда стараемся найти — и находим — общий язык. Но это все бывает так непросто…

ДЕД

— Вы теперь у нас, Владимир Алексеевич, самый что ни на есть «карьерный профессор»…

— В каком смысле?

— Как же, вы ведь стали лауреатом конкурса «Карьера-2000», а плюс к тому и почетным профессором ОмГТУ…

— Вообще-то, я на подобные звания не падок, хотя могу сказать, что политехнический институт, который мы вместе с женой закончили в 1970 году, по-прежнему люблю. В свое время я делал все для того, чтобы помочь выстоять высшей школе в новых рыночных условиях. Заместителю председателя Совета Федерации в ранге вице-премьера, согласитесь, проще открывать двери в правительстве, чем кому-то другому. Может быть, в ОмГТУ не осталась незамеченной и деятельность их выпускника на международной арене. Не знаю, я ученый совет об этом не спрашивал.

— Мантию вам выдали?

— Выдали, все как положено. Могу фотографию показать… А что касается конкурса газеты «Человек и карьера», то полагаю, что мимо серьезных аналитиков этого издания не прошла незамеченной моя жесткая позиция как ведущего заседания Совета Федерации по некоторым очень критическим вопросам.

— Политик должен играть на струнах души избирателя, а для этого слух иметь нужно. Во внуках музыкальный слух развивается, на гармони играете в свободное время?

— Играю. И у них к этому делу проявляется интерес. Недавно с Кубы привез набор экзотических музыкальных инструментов. Сейчас дед играет на гармошке, внук берет барабан, внучка — маракасы, получается небольшой ансамбль…

— Песни и пляски?

— Вроде того…