КАНДИДАТЫ СТАНУТ БЛИЖЕ К НАРОДУ

В кабинете председателя городской избирательной комиссии А. Н. Нестеренко висит карта города Омска, на которой разными цветами обозначены границы избирательных округов к выборам депутатов Законодательного собрания и Омского городского Совета, которые состоятся 11 марта 2007 года

Эти границы существенно отличаются от предыдущих, да и вообще предстоящие выборы в местные органы законодательной власти отмечены рядом других принципиальных отличий, связанных с новым федеральным законом о выборах. Что и привело в этот кабинет корреспондента «Ч».

— Алексей Николаевич, неделю назад были утверждены новые границы избирательных округов к выборам нового состава Законодательного собрания и горсовета. С чем это связано?

— Во-первых, они не просто новые, а совершенно другие. У нас раньше было 17 избирательных округов, соответственно столько же депутатских мест в горсовете, потому они и считаются одномандатными. Сейчас, после выхода в свет федерального закона, который регулирует основы местного самоуправления, было решено, что в муниципальных образованиях с численностью населения более полумиллиона, представительные органы должны быть не менее 35 человек. Когда решали дилемму — сколько же их должно быть у нас, — то пришли к выводу сделать это вкупе с численностью депутатов Законодательного собрания. Чтобы выборы проводить на одной территории, как мы это раньше и делали. То есть округа всегда были смежными, совмещенными, однако теперь получается по-другому. Депутатов в Законодательное собрание решено избирать 44 человека, из них 22 пойдут по партийным спискам, остается 22 одномандатных округа. Когда их разделили на всю территорию области, то 13 округов пришлось на территорию Омска, а девять — на село. Поскольку выборы будут проводиться одновременно, нам тоже хотелось бы вписаться в эти границы. Но в горсовет нужно не 13 депутатов, а не меньше 35. И логика подсказала цифру — 39, то есть в каждом округе Законодательного собрания будут три округа по выборам депутатов городского Совета.

— Получается, что не везде избирательные округа вписываются в территориальные границы административных округов?

— Главный принцип, по которому происходило определение границ избирательных округов, это соблюдение равенства не территориального, а по численности избирателей. Правда, один округ от другого может отличаться в зависимости от средней нормы представительства. Норма высчитывается таким образом: общее число избирателей в городе(902990)делится на 39 и получается 23154 человека. Плюс-минус 10 процентов допуска. Этим мы и апеллировали, когда пытались хоть каким-то образом совместить границы избирательных округов с границами административных. Но это не всегда получалось, поскольку у нас жесткие условия по численности. Отсюда такие перетоки. Например, в Ленинско-Кировском избирательном округе № 39 большая часть населения находится в Ленинском округе, но пришлось добавить туда Самарку из Кировского. Или, скажем, 26-й избирательный округ, половина которого находится в Центральном районе, половина — в Ленинском. Так что и депутатам придется наводить контакты с двумя администрациями, что в общем-то хорошо.

— Много шума вызвала отмена «порога» явки избирателей к урнам.

— Не вижу в этом никакой трагедии. Если признать, что явка избирателей обеспечивается за счет довлеющей над человеком обязанности прийти на выборы (иначе они могут сорваться, придется вновь проводить выборную кампанию, тратить деньги, а на эти деньги можно было сделать то-то и то-то), тогда, конечно, людей будет меньше. А если исходить из того, что люди идут на выборы, поскольку их зовет туда гражданский долг, то какая разница, что написано в законе? Какое-то насилие над людьми при проведении выборов, даже если оно идеологическое, только вредит. Люди на избирательный участок дорогу знают. На выборах президента, например, явка, как правило, 70 процентов. То есть когда человек понимает значимость своего гражданского акта, когда видит, что ему есть смысл голосовать за президента, за губернатора, за мэра, потому что понимает: от его выбора может что-то реально измениться, тогда и явка большая. Но когда он считает, что от того или иного представительного органа толку никакого нет, то не идет на выборы. Следовательно, Законодательному собранию и городскому Совету нужно показывать себя так, чтобы людям хотелось идти голосовать за этих депутатов. Явка к урнам — показатель популярности того органа, за который мы голосуем. Вот и все.

— Как изменится система агитационной работы в период предстоящей избирательной кампании?

— Если иметь в виду технологии, тактику и прочие приемы кандидатов, то, думаю, они, конечно же, изменятся. Рассчитывать, например, на бесплатный телевизионный эфир нашим кандидатам не приходится — у нас нет муниципальных средств телевещания. За деньги — не совсем целесообразно и эффективно, потому что кандидат баллотируется на небольшой территории, а значит, за выход в эфир по всей области нужно потратить большие средства в расчете, что тебя кто-то из «своих» увидит. Думается, что кандидаты станут ближе к народу. Кстати, будущим избирателям немаловажно знать, что сегодня округ маленький, и они вправе требовать от кандидата знания их проблем. И разговор должен быть конкретным, а не общие рассуждения.

— Полномочия настоящей избирательной комиссии заканчиваются. Как идет формирование нового состава?

— Полномочия наши заканчиваются в конце декабря. В течение месяца в городской Совет поступали предложения по кандидатурам. В период с 1 по 10 декабря депутаты должны принять решение по новому составу избирательной комиссии. Состав ее изменится, вместо 14 человек будет 10, и представители партий меняются, как видно из предложенных кандидатур.

— Количество депутатов городского Совета увеличивается, а на постоянной основе будут работать всего три человека…

— Да, и это очень грустно. Есть такие опасения, как бы этот представительный орган не превратился в приснопамятный Совет народных депутатов, когда в нем было по 400 человек, а проку мало. Но 39 человек — это все-таки не такая критическая величина, чтобы мы не могли требовать с них работу. Повторюсь, три человека в «штабе» — это очень мало. Хотя бы еще председатели комитетов работали на постоянной основе, иначе кто будет перелопачивать весь этот колоссальный объем работы? Не получится ли, что представительный орган увеличиваем, а реальную власть отдаем аппарату.

— Имеют ли право выдвигать свою кандидатуру в городской Совет лица, имеющие судимость?

— В принципе — да. Не имеют права на это только осужденные, отбывающие срок наказания в виде лишения свободы. Но если у кандидата не снята судимость, он обязан об этом информировать избирательную комиссию, а та, в свою очередь, — избирателей.

— Как по-вашему, много ли будет желающих поделить депутатские портфели в городском Совете, даже без отрыва от основной работы?

— Что касается активности кандидатов, думаю, что она будет очень высокой. Несмотря на то, что «сидячих» мест только три. Так что омичам есть над чем подумать, идя к избирательным урнам. Поскольку от депутатов, занявших места в городском Совете, будет зависеть решение многих проблем, касающихся каждого жителя города.