С этими вопросами мы обратились к главному врачу МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Сергею Трифонову:
— Время, которое оговаривается в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 179 «О порядке оказания скорой медицинской помощи населению Российской Федерации», составляет 20 минут. Но опять же, данное время,- выражаясь медицинским языком,-это «транспортная доступность».
Это не то время, когда непосредственно приедет бригада. Это то время, за которое машина преодолеет расстояние от подстанции до места вызова, учитывая среднюю скорость движения автомобиля по городу. Эта цифра нужна для руководителей, организаторов здравоохранения, чтобы правильно расположить подстанции скорой помощи. То есть определить радиус обслуживания. В старых приказах об этом говорится. Расчет примерно такой: берется расстояние от подстанции до крайней точки обслуживаемого района, делится на скорость движения транспорта. Это средняя величина. Ведь можно, например, очень долго стараться проехать во двор, со всех сторон загороженный какими-нибудь заборами! Вот что значит этот термин. А у нашего населения сложилось неправильное мнение о том времени, когда должна приехать «скорая» (благодаря такому освещению, наверное, в СМИ). Бригада может приехать, находясь рядом, через одну минуту, не успеет человек трубку телефонную положить, а к другому — через сорок минут. Если взять среднее время, то у нас и получится эта норма. За десять последних месяцев у нас был средний показатель — двадцать одна минута.
— Сергей Борисович, повлияли ли на скорость приезда до места вызова бригады скорой помощи в последнее время погодные условия? Например, тот же гололед?
— На практике: в ноябре, в связи со снегопадом и гололедом, среднее время ожидания выполнения вызова у нас было двадцать три минуты. Для более чем миллионного города, я считаю, это неплохой показатель. Кроме того, мы ни разу не задержали выезд на дорожно-транспортное происшествие, ни разу не задержали выезд на пожар, ни разу не опоздали на вызов по беременности, когда вызывающий правильно объяснил причину. Потому что очень часто люди волнуются и не сразу могут собраться с мыслями. Многим, например, кажется, что чем быстрее они проговорят в телефонную трубку, тем быстрее приедет бригада. А это не совсем так. Необходимо грамотно объяснить причину вызова, потому что наши специалисты решают, какую бригаду, откуда, какого профиля направить к пациенту.
— Как часто бригаде скорой помощи приходится выезжать на
необоснованные вызовы или когда помощь нужна, но не так скоро, как считают вызывающие?
— На шестьдесят процентов вызов бригады скорой помощи является обоснованным. В других случаях необходимо было обратиться в поликлинику, в том числе вызвать дежурного или участкового врача.
Если говорить о совершенно необоснованных вызовах, то за последний месяц статистика такая: не нашли пациента и вызывающего «скорую помощь» — в 166 случаях, нет такого адреса -в 32 случаях, отказались от помощи после приезда бригады -в 830 случаях. И эти цифры практически совпадают в каждом месяце. К сожалению, у нас нет сейчас закона, в соответствии с которым (и я много об этом говорил) наказывались бы организаторы ложных вызовов. Ведь в момент, когда наши люди занимаются бесцельной работой, эта помощь нужна другому человеку.
— Насколько сейчас остро стоит проблема с транспортным обеспечением вашей станции?
— На сегодняшний день вопрос по транспорту у нас вообще не стоит. В этом году мы получили 25 новых автомобилей. Причем не просто, так сказать колеса, а полностью укомплектованные автомобили специальной техникой. Для нас, конечно, это много значит. В следующем году планируется еще новое поступление.