В советские времена самым младшим классом в вечерних школах омских исправительных учреждений был седьмой. Сейчас же в колониях открыли и начальные школы. Как говорят педагоги, в этом есть острая необходимость: особенно много неграмотных среди «лиц цыганской национальности». Некоторое время зеков не неволили: не хочешь учиться
— не учись. Нынче же в школы обязывают записываться всех, кто не закончил девять классов. Впрочем, и среди самих зеков большинство понимают, что без грамоты не обойтись. Хотя бы для того, чтобы прочитать протокол допроса. Да и время в школе течёт быстрее. К тому же тут можно ещё и на женщин — «училок» — поглазеть.
Те осуждённые, у кого «базовое образование» есть, нередко идут учиться в профтехучилище. Как, например, Михаил Платычев, который в этом году начал отбывать срок в седьмой колонии. «Я и раньше электриком работал, но без корочек, сами знаете, никуда, — говорит он. — Вот и пошёл в ПТУ. Надеюсь, как освобожусь, устроиться на работу по этой специальности». До освобождения Михаилу осталось ещё четыре с половиной года, а может, хотя он боится загадывать, и меньше. Ведь учёба — одно из условий, которое учитывают при условно-досрочном освобождении.