Мирный исход «рельсовой войны»
В шестидесятые годы в ряде крупных стран поспешили списать трамвай за ненадобностью. В период развития метрополитена и бурного роста личного транспорта многим казалось, что его дни сочтены: он сделал свое дело и может уходить на покой. Однако теперь в мире наступает эпоха трамвайного ренессанса, незаслуженно забытый вид транспорта постепенно вновь обретает былую популярность.
Он не стоит в пробках и не отравляет воздух выхлопными газами. Современные трамваи не только украшают город, но и становятся его неповторимой деталью: двухэтажные — в Бомбее, полутораэтажные — в Копенгагене, поворачивающиеся на собственной оси — в Сан-Франциско…
Впрочем, в России пока не задумываются над чужими ошибками. В прошлом году трамвайные пути демонтировали в Архангельске. На очереди Воронеж и еще ряд других городов. В свое время городские трамвайные сети рубили и в Омске. Закатали кольцо в Нефтяниках, убрали трамваи из центра. Пессимисты до сих пор утверждают, что наше поколение обязательно увидит уезжающий из города последний «анахронизм». Впрочем, у градостроителей, как выяснилось, к счастью, другие планы. В ближайшие годы в Омске собираются отремонтировать некоторые пути, закупить современные вагоны и даже проложить новую трамвайную ветку.
Кстати, нынешняя зима уже помогла трамвайщикам окончательно реабилитироваться. В часы пик именно трамваи стали незаменимым видом транспорта. На многих улицах в автомобильных пробках можно стоять часами. И только трамваю дорожные заторы — не помеха.
Градообразующий… трамвай
Об открытии трамвайного движения в Омске задумались сразу после строительства Западно-Сибирской железной дороги — станция-то осталась в стороне. Однако первый трамвай со звоном проехал мимо пожарной каланчи только спустя многие годы — 7 ноября 1936 года. Первый маршрут был недлинным: Куйбышевский сад, горсовет, мост, управление дороги, мясокомбинат и станция Омск-Пассажирская. Плата за проезд составляла 20 копеек. Ездить без денег разрешалось только детям до 5 лет и милиционерам при исполнении служебных обязанностей. «Но не более одного человека на вагон!» — предупреждали кондукторы.
Как и ожидалось, трамвай дал мощный импульс развитию города. Ветка связала между собой самые отдаленные районы, а впоследствии утвердила коренную схему устройства Омска — «вокзал — обком -нефтезавод». Очень скоро этот вид транспорта стал основным городским перевозчиком. С раннего утра до позднего вечера трамваи перевозили пассажиров, а по ночам доставляли грузы
и уголь к ТЭЦ-1. В годы войны на них транспортировали военную продукцию с омских заводов, везли на хлебозаводы муку, в специализированных вагонах госпитализировали раненых…
Трудовой подвиг вожатой Степаниды Рагозиной ветераны трамвая помнят до сих пор. Однажды женщине пришлось одновременно обслуживать два вагона. Один из них она ставила под погрузку топлива, затем бежала к другому и быстро отправлялась на ТЭЦ-1. Бесперебойная доставка длилась всю ночь! В послевоенное время именно трамвайные линии задавали вектор развития города. Вдоль путей возводили многоэтажные дома, учреждения культуры и социальной сферы. Трамвайное хозяйство продолжало расти. В шестидесятых на трамваях уже ездили жители всех окраин Омска. Кстати, строительство скоростного трамвая в Омске обсуждалось на полном серьезе. Однако партийному руководству больше хотелось получить метро…
Вагоновожатый — профессия женская
Сегодня по Омску кружат 75 трамваев. Общая протяженность путей — без малого 100 километров. И хотя «бегают» они в основном в спальных районах, недостатка в пассажирах по-прежнему не испытывают. «Двойки», «четверки», «семерки», «десятки» служат горожанам верой и правдой уже не один десяток лет. «Омичи к ним привыкли, — говорит директор МУП «Городской электротранспорт» Владимир Швец. — Поэтому мы решили не менять номера маршрутов, когда некоторые цифры из порядковой нумерации выпали».
Сами пассажиры считают, что прокатиться на трамвае — сущее удовольствие. Как будто возвращаешься в детство. Уютно, тепло. Да и ходит трамвай хоть и медленно, но верно.
Впрочем, особая «трамвайная атмосфера» — скорее всего заслуга опытных вагоновожатых. Большинство из которых — женщины. В советское время девчонок погнали на трамвайные курсы из-за катастрофической нехватки водителей. Теперь же мужчины наотрез отказываются управлять вагонами, несмотря на то, что тарифная сетка одинакова. Дескать, не наше это дело, Так и стала профессия «вагоновожатый» типично женской. А если вы когда-нибудь увидите «за рулем» трамвая миловидную 65-летнюю вожатую — считайте, что вам особенно повезло. Потому что омичка Мария Клецко водит трамвай уже на протяжении 47 лет, безумно любит свою работу и уходить на пенсию не собирается.
Во всем мире трамвай считается не только самым надежным транспортом, но и весьма выгодным городским перевозчиком. Судите сами: срок службы одного трамвая — как минимум 14 лет. Автобусы и троллейбусы такой нагрузки просто не выдерживают. Знаменитые КТМ-605 с волнистыми бортами до сих пор находятся в добром здравии и перевозят пассажиров. А ведь когда-то Омск был «пилотным» городом для новой модели Усть-Катавского завода.
Кстати, в будущем градостроители все-таки планируют «закольцевать» левый берег. «Новую трамвайную ветку проложат по мосту, который свяжет улицу Труда со старым Кировском», — раскрывает секреты начальник филиала «Трамвайное депо» Станислав Нижников.
Также в перспективе развития города — реконструкция путей на улице Орджоникидзе, обновление парка и новая «трамвайная» связь Нефтяников с Амурским поселком. Это еще одно доказательство того, что омская «трамвайная история» продолжается.
Кстати
Первые трамвайные вагоны вожатые называли «челноками». Они ездили по путям не разворачиваясь, вперед-назад, имели полудеревянный кузов и несовершенное управление.
Трамвай считают шумным транспортом совершенно необоснованно. ШУМ от автобуса, например, измеряется 92 децибелами, легкового автомобиля – 85 децибелами. А вот трамвай шумит всего лишь на 82 децибела.