Пресс-конференция проходила во время проведения выставки «ВТТВ-Омск-2001», поэтому почти все вопросы затрагивали темы реорганизации оборонного комплекса и продвижения на международный рынок российских товаров.
Дайма Тимергалиева, Владимир Шварев, ИТАР-ТАСС:
— Уже сейчас четверть внешнеторгового оборота области составляет наукоемкая продукция оборонно-промышленного комплекса. Что делает в финансовом плане администрация области, чтобы сохранить этот показатель и поддержать местную науку и производство?
— Во-первых, я считаю эти 25 процентов не максимальным достижением объемов наукоемкого производства. Вообще, в принципе, движение промышленности, ее реструктуризация, диверсификаций, особенно оборонных комплексов, должны идти по направлению освоения наукоемких производств XXI века. И поэтому, безусловно, когда-то будут и 30, и 50 процентов. Альтернативы этому нет. А вот что касается роли администрации Омской области в протекционизме -это направление организации наукоемкого производства и связано с теми программами, которые выполняются на предприятиях оборонного комплекса. Их несколько: «СибВПКнефтегаз», медицинское оборудование, средства связи, автоматики и так далее. И здесь, безусловно, наша роль заключается не просто в поощрении, в похлопывании по плечу: давайте, давайте. Во-первых, задаются направления, создается ситуация, в которой возможно развитие этих производств и продвижение их на рынок.
Выставки, безусловно, стимулируют и пропагандируют эти направления на всех рынках. Мы немало сделали для «оборонки» — освобождали предприятия от местных налогов, реструктуризировали их долги во внебюджетные фонды, снимали с них нагрузку по обеспечению эксплуатации жилья и соцкультбыта. Это, поверьте, немалая помощь.
Три дня назад мы приняли решение; весь соцкультбыт «Омсктрансмаша» — это примерно 200 тысяч квадратных метров жилья — взять на баланс местных муниципальных органов. Это ли не поддержка? Я мог бы привести еще несколько примеров. Немыслимо отдельное функционирование власти и предприятия. Тесно взаимодействуя, мы создадим условия для развития производства, в том числе наукоемкого.
Татьяна Катугина, газета «Омская правда»:
— Уважаемый Леонид Константинович! Может быть, на базе нашего комплекса создать свой «Палэкспо» по принципу женевского комплекса?
— Мы как раз создали сегодня на Левобережье такой комплекс. Мало кто из омичей был в Женеве, но кто побывал, заметили, что вся организация, вся структура размещения экспозиции, павильонов омского выставочного комплекса схожа с женевской и соответствует европейским стандартам. Поэтому мы имеем сегодня выставочные возможности такие, какие есть только в Москве.
Александр Кичигин, ПО «Полет»:
— АН-70 — вот главная сенсация выставки. Это нам «подарок с неба», реализованный чудесным образом мастерами с «Полета». Вы поможете заполучить его, АН-70, нам в Омск, в серию?
— Сейчас объявляется тендер на производство этого самолета, в котором участвует и объединение «Полет». Безусловно, шансов, если подходить честно к проведению тендера, у омского объединения «Полет» больше, чем у какого-либо другого авиационного завода России или Украины. Я должен сказать о категорическом мнении генерального конструктора Балабуева, что этот российско-украинский самолет должен производиться объединением «Попет». Только ему он доверяет самолет по одной причине: «Полет» — это одно из немногих на сегодня предприятий, оставшихся государственными, где руководители несут ответственность за потраченные средства и качество работ.
Но как будут развиваться события, неизвестно, потому что здесь присутствуют не только экономические интересы. Особенностью этого тендера являются политические мотивы, связанные с российско-украинскими отношениями. Во всяком случае я буду обращаться с просьбой к президенту поддержать инициативу Омской области в размещении производства этого самолета в объединении «Полет». Но борьба, безусловно, будет нелегкой. Получить такой многомиллиардный заказ, который обеспечит работу завода как минимум на двадцать лет, будут желать многие.
Леонид Овечкин, омский предприниматель:
— Уважаемый Леонид Константинович! У меня скорее не вопрос, а предложение. Может быть, выставку в будущем сделать выставкой достижений народного хозяйства Омской области либо Сибири?
— Я думаю, что период, когда были Выставка достижений народного хозяйства СССР, республиканские, а в некоторых областях и региональные выставки, наверное, все-таки позади. Сегодня роль выставок в новых условиях экономической ситуации выглядит несколько иной. Во-первых, рекламно-выставочная деятельность, на мой взгляд — это локомотив экономики вообще. Поэтому не может быть выставки достижений, она может быть выставкой отдельных направлений и секторов экономики.
Омская выставка — это постоянно действующая выставка. Вот сегодня на ней ВТТВ — это военная и конверсионная продукция. А наверное, через месяц ее сменит какая-то другая выставка, с другой тематикой. И возможно, станет выставкой достижений, скажем, продукции, выпускаемой акционерными обществами и предприятиями малого и среднего бизнеса. Может быть, ее сменит выставка торгового оборудования.
Мы проводим выставки сибирских сельхозтоваропроизводителей. Накануне сегодняшней выставки была выставка строительных материалов. То есть выставки должны быть тематическими, и в них должны участвовать не только предприятия и организации Омской области, а гораздо более широкий спектр рынка, где мы заинтересованы в продвижении своей продукции. Какой интерес нам рекламировать друг другу себя? Нам нужно рекламировать свою продукцию на товарном рынке России, ближнего и дальнего зарубежья. Вот в этом смысл всей выставочной деятельности. Поэтому и характер выставок будущего будет таким.
Редакция журнала «Копейка»
— Какова экономическая выгода проведенной выставки, и куда планируется вложение возможных прибылей?
— Насколько выставка оправдает затраты в этом году, ответить нельзя. Как можно измерить выгоду, если сегодня в результате работы выставки, скажем, китайская делегация подписала контракт на поставку? Наверняка этот контракт начнется с 2002 года. И это может быть контракт многолетний.
То есть результаты выставки будут проявляться в 2002, 2003, 2004 годах так же, как сейчас сказываются итоги первой выставки, которую мы проводили семь лет назад.
В 2000 году Омской областью достигнут объем товарооборота с иностранными государствами в размере одного миллиарда рублей. Это — результат активной рекламно-выставочной деятельности, которую мы проводим начиная с первой выставки Омской области «Палэкспо» в Женеве. Назовите мне регион в России, кроме Москвы и Татарии, который бы достиг миллиарда рублей внешнего товарооборота. Не найдете, нет такого другого региона в России. Это и есть результат активной работы на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
Кадеты 1-го взвода 3-й роты Омского кадетского корпуса Дмитрий Разуваев, Вадим Фликов и Александр Котенко:
— Уважаемый Леонид Константинович! Почему на выставке мало современного оружия российского производства?
— Милые мои дети! Или вы очень невнимательно смотрели экспозицию, пробежали бегом, или, может быть, вообще там не были. Поэтому я поручил начальнику кадетского корпуса, чтобы специально были проведены экскурсии с внимательным осмотром всех стендов. На выставке можно увидеть все новейшее вооружение, стоящее на оснащении Российской Армии, особенно стрелковое оружие. Великолепен стенд Удмуртии, который возглавляет легендарный генеральный конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников.
Потом, надо еще ведь смотреть не только то, что на стендах, а и на видеоряде, на компьютерах, на рекламной продукции. Должен сказать, что выставка — это не место, где нужно демонстрировать все самое новейшее. Мы должны еще и охранять то, что нужно для интересов безопасности страны. Мы можем показывать только то, что предназначено дли продажи.
Галина Карпова, домохозяйка:
— Планируется ли проведение «ВГТВ-Омск-2002, 2003 и т. д.»? Если да, то какова цель будущих выставок?