«ЛЮБИНСКИЙ ПРОСПЕКТ» ЗАЕЗДИЛИ ДО СМЕРТИ

Имущество одного из крупнейших в городе торговых предприятий подчиненные Валерия Рощупкина поделили по-своему. Теперь от некогда процветавшего АО остались одни долги

О том, как распоряжались городским имуществом в мэрии при прежнем главе города Валерии Рощупкине, омская пресса, особенно перед его отставкой, писала немало. Документы, попадавшие в руки журналистов, удивляли публику «Посмотрите, ведь эти чиновники ничего не боятся!» -восклицали многие. Тогда можно было и не бояться, крыша у городских чиновников была, что называется, плотной — мэр прикрывал всех. Но вот, похоже, настало время платить по счетам, и то тайное, что прежде легко скрывалось, становится явным.

Последним хитом в параде уникальных переделов городской собственности с подачи прежнего руководства города и департамента недвижимости можно считать продажу АО «Любинский проспект» в 1998 году. Документы, рассказывающие о том, как это происходило, только совсем недавно стали достоянием гласности и, возможно, заинтересуют правоохранительные органы и новых руководителей города.

Любинский проспект» появился не на пустом месте. На волне приватизации АО стало наследником имущества Центрального райпродторга, получив в свою собственность огромную торговую базу на 5-й Северной с холодильной установкой, гаражом и административным зданием, несколько магазинов, базу в зоне отдыха в Чернолучье, коптильный цех. При этом в обязанностях АО осталось обеспечение продуктами питания всей «социалки» Центрального округа и Чернолученской базы, снабжающей лагеря летнего отдыха детей.

После 1997 года в бизнес «Любинского» вмешалась политика. Основным заказчиком на снабжение Чернолученской зоны в летний сезон вместо областных властей становится администрация Омска. В мэрии с немалым удовольствием замечают, что получили в руки весьма неслабый финансовый поток: закрепленный за департаментом недвижимости 25-процентный пакет акций «Любинского проспекта» и одновременно распоряжение заказами для этого предприятия позволяли направлять средства в нужную сторону. Цель же была в то время одна: обеспечить деньгами выборы Валерия Рощупкина на мэрскую должность в 1999 году.

И чиновники приступили к делу. «Любинский проспект» лишается заказов на снабжение продовольствием летних лагерей и всей «социалки» Центрального округа. Эти заказы перебрасываются на некую компанию «Инкос», во главе которой стоит Алексей Ермолин, чья родная сестра была замужем за одним из тогдашних руководителей департамента недвижимости. Для «Любинского» такой поворот означал немалые проблемы, ведь работа с бюджетными заказами давала ему приличный оборот и позволяла развиваться. Но это было только началом схемы по укрощению акционеров «ЛП».

Следующим шагом стала замена генерального директора. Произошло это в июне 1997 года, когда департамент недвижимости «нажал» на акционеров, и Владимир Краснов, руководивший «Любинским проспектом» со дня основания, был заменен на Алексея Ермолина, а в совет директоров предприятия вошли представители «Инкоса». Теперь, когда департамент и бизнесмены-варяги подмяли «Любинский проспект» под себя, оставалось сделать самое главное — прибрать его активы. Действие происходило по обычной схеме; предприятие загнали в долги, а потом продали его имущество за бесценок в заранее приготовленную компанию.

К лету 1998 года «Любинский проспект» крепко залег набок: долги превысили два миллиона рублей, из них почти полмиллиона — бюджету. Тогда и настал час «Икс» — 11 августа 1998 года. Полностью контролируемый Ермолиным и департаментом недвижимости, совет директоров «ЛП» принимает решение: для погашения долгов продать «Инкосу», в котором Ермолин оставался директором, основные активы предприятия. За миллион рублей «Инкосу» достались Чернолученская база, коптильный цех и имущественный комплекс на 5-й Северной. К примеру, огромный холодильник, рассчитанный на 300 тонн продукции и стоивший по балансу миллион рублей, ушел всего за 43 тысячи. А через шесть дней ударил августовский кризис, и деньги, полученные «Любинским проспектом» от «Инкоса», и вовсе превратились в пыль.

Одновременно долги «ЛП» стали официальным предлогом для департамента-недвижимости, чтобы провести аукцион по продаже муниципального пакета акций. 1 сентября о торгах было объявлено в газете «Вечерний Омск», а через месяц состоялась продажа 20 процентов акций АО «Любинский проспект». Причем и тут чиновники устроили все как нельзя лучше для «Инкоса». Он легко победил, предложив за городской пакет 161 тысячу рублей, но при этом получил существенную поблажку. Размер залога, который фирме нужно было внести перед аукционом, оказался снижен с 80 процентов от начальной цены до десяти. В результате «Инкос», внеся всего 14 тысяч рублей, получил муниципальный пакет. Детали этой любопытной комбинации до сих пор оставались тайной. Недавно акционеры «Любинского проспекта» побывали на приеме у нового директора департамента недвижимости Константина Брылкина. Документы, которые клерки департамента вынуждены были вытащить на свет по указанию своего шефа, повергли акционеров в шок. Из них следовало, что бывший замдиректора департамента недвижимости Олег Лизгунов (он и был председательствующим на аукционе по продаже акций «ЛП») 7 сентября 1998 года издал распоряжение 1117-р, которым размер задатка устанавливался в 10 процентов от начальной цены. В обоснование этого решения Лизгунов привел постановление правительства от 17 сентября 1998 года, нисколько не смущаясь тем, что оно подписано десятью днями позже, а опубликовано в «Российской газете», то есть вступило в силу, только 23 сентября. К тому же правительственным постановлением размер задатка определялся в 30, а никак не в 10 процентов. Получила ли казна 161 тысячу рублей — тоже вопрос, но это уже тема для компетентных органов. Как, впрочем, и вся история с «Любинским проспектом» — очень уж трудно поверить, что команда Рощупкина играла на «Инкос» за красивые глаза.

А акционеров и работников «Любинского проспекта» элементарно «кинули». В течение нескольких месяцев после победы «Инкоса» на аукционе на предприятии почти 50 человек попали под сокращение, долги им по зарплате составляют 200 тысяч рублей, судебные решения об их погашении не исполняются с ноября 1999 года. Сейчас, правда, у акционеров «ЛП» появился шанс восстановить справедливость. Недавно областной суд отправил их иск к «Инкосу» о незаконной продаже имущества «Любинского проспекта» на повторное рассмотрение в Центральный суд.