Омский пенсионер Олег Александров и не подозревал, что, подавая иск на соседей, которые повредили его жилье, на скамье подсудимых окажется он сам.
Год назад соседи Александрова, что живут этажом выше, затеяли капитальный ремонт. Уже спустя пару дней на потолках и стенах квартиры пенсионера стали появляться мелкие трещины.
— Сначала я даже не обратил на них внимания, — рассказывает Александров. — Но однажды обнаружил, что потолочное перекрытие в зале слегка провисло, в четырех местах обвалилась штукатурка, а на месте разрушений образовались симметричные дыры.
Пенсионер поднялся к соседям. Дверь ему открыл один из отделочников строительной бригады. На все жалобы старичка тот твердил: «Хозяйка уехала на курорт в Израиль».
…Отдохнувшая владелица ремонтируемой квартиры Инна Шершнева вскоре вернулась на родину. К встрече с женщиной Александров подготовился — на руках у него были акты обследования технического состояния квартиры. В них мастер РЭУ-2 филиала № 2 МУП «Жилищное управление» Апанасенко указала: причина разрушений в квартире Александрова — проведение капремонта в апартаментах этажом выше. Пенсионер объяснил, что восстановительные работы ему не по карману и не по силам. Но осуществлять частичный ремонт в квартире соседа Шершнева отказалась.
В апреле прошлого года пенсионер подал на Шершневу иск. Судебное разбирательство затянулось почти на год и вылилось для пенсионера в копеечку — он затратил около семи тысяч рублей.
Соседка обратилась за помощью в «Центр качества строительства». Специалисты провели обследование технического состояния квартиры пенсионера и установили, что потерпевший сам во всем виноват. Ремонт он в квартире делал давно, вот и пошли трещины. Появление дыр на потолке объяснить было гораздо сложнее. Но и тут выход был найден. «Нарушение целостности потолка вызвано, вероятно, несоблюдением технологии строительства дома», — заключили специалисты. Квартиру Шершневой тоже осмотрели. Однако следов капитального ремонта не нашли. Лишь последним пунктом специалисты указали, что в квартире было изменено местоположение электрооборудования. А ведь без перфоратора перенести розетку, замурованную в бетонной стене, невозможно. Такие преобразования, согласно Строительным нормам и правилам, как раз и относятся к капремонту. Кроме того, они требуют специальных разрешений и согласований с соответствующими службами. Их у Шершневой не было.
На суде мастера, которая осуществляла первоначальную проверку квартиры Александрова, упрекнули в неграмотности. Специального образования у неё нет, и выводы, сделанные ею, назвали сомнительными. Потерпевшему Александрову тоже досталось. Его обвинили в том, что он запустил жилье до такой степени, что 18-сантиметровые плиты-перекрытия стали прогибаться!
Суд постановил: «В удовлетворении исковых требований Александрову о возмещении материального и морального ущерба отказать». А чтобы впредь неповадно было порядочных людей беспокоить, взыскать с пенсионера «в пользу Шершневой в счет понесенных ею издержек 1200 рублей».
Оставшись недовольным таким разрешением дела, Александров обратился в прокуратуру.
— Оспаривать вердикты суда не входит в нашу компетенцию, — отметила Ольга Солдатикова, помощник прокурора Ленинского административного округа. — Решение может быть обжаловано в вышестоящем суде в апелляционном порядке в течение 10 дней.
Следовать совету помощника прокурора Александров не стал. Очевидно, трещину дали не только стены в его квартире, но и вера в людскую справедливость.