Открылся КСК с большой помпой. Гордостью острова должны были стать Дворец здоровья, два бассейна под открытым небом. Но когда ванны заполнили водой, что-то где-то потекло, и бассейны стали разваливаться. Два полуразрушенных остова бассейнов и нынче стоят как памятники неразберихи и бесхозяйственности развитого социализма.
Омичи по острову исправно пробегали кроссы под руководством заводских инструкторов физкультуры. Массовость обеспечивалась просто: не участвовал в кроссе — не получишь тринадцатую зарплату. А вот с Дворцом здоровья, учебно-спортивной базой возникла проблема. Общественность воспротивилась идее платных оздоровительных услуг, ветераны спорта писали письма в тот же обком и ходили на приемы к секретарям. Короче говоря, построить построили, а что с КСК делать, тогдашние власти не знали. А потому передали основные сооружения институту физкультуры — нынешней СибГАФК. Было это в пору ветра перемен и первых кооперативов. При кафедре оздоровительной физкультуры тоже был создан кооператив «Гарантия здоровья». Его организатор и владелец Юрий Немилостивый, ныне живущий в Сан-Франциско, в отличие от властей прекрасно знал, что делать с построенными на бюджетные деньги зданиями. В одном из них он создал целый комбинат по предоставлению услуг населению. Кто только не населял кабинеты «Гарантии здоровья» в те годы — знахари, наркологи, тренеры восточных единоборств, шейпинга, тенниса. Говорят, было время, когда на Зеленом острове не только выводили грешных из запоя, но и делали аборты.
Сегодня восемь балансодержателей строений бывшего КСК волнуют прежде всего свои собственные интересы. Лучше всех на Зеленом острове устроилась большая любительница физкультуры и спорта компания «Оша». Ей СибГАФК передала бывшую учебно-спортивную базу. Теперь на базе не видно ни студентов, ни горожан, зато она приобрела европейский лоск и служит местом оздоровления для узкого круга сотрудников «Оши». Гораздо меньше повезло Дворцу здоровья и яхт-клубу — они уже в аварийном состоянии. Бывшее злачное место омской молодежи кафе «Парус» зияет пустыми окнами. Но если городские власти задумают вернуть его к жизни, то полуразрушенное здание, построенное когда-то на госсредства, придется выкупать у Леонида Пеккера, владельца «Мирафа», проживающего в Канаде. Мягко говоря, не последней модели аттракционы и летняя эстрада живут отдельной жизнью — это парк культуры «Зеленый остров». В так называемом раздевалочном павильоне уютно устроилась поликлиника восстановительного лечения — тоже, разумеется, платная. СибГАФК собирает свою копейку, сдавая катамараны и лодки.
Три года назад, когда Зеленый остров был еще почище и попригляднее, городские власти озаботились его судьбой и разработали программу, по которой у всей территории должен был появиться единый муниципальный управляющий. Но тут подключились балансодержатели кусков, на которые «порезали» КСК, и забегали в департамент недвижимости. И департамент внял — не распоряжению мэра, а доводам балансодержателей. Потом и мэру стало не до Зеленого острова. Но никогда еще со дня торжественного открытия этот уголок природы в черте города не выглядел таким запущенным и грязным, как сейчас, после того, как его частично залил Иртыш. Похоже, что продолжить дело, начатое обкомом партии, можно только на грант от ее идеологических врагов в лице какого-нибудь Сороса, Евразии или Гринписа.