Классический в условиях нынешней российской действительности конфликт между частным бизнесом, стремящимся к свободе (прибыли ради), и властью, у коей понятие всяческой свободы покоится далеко не на вершине шкалы ценностей, хорошо просматривается в нашем городе на примере частного извоза омичей. В условиях конкуренции «газелисты» где только могут ищут пассажиров, которые ничего против этого не имеют. Это слияние интересов порой расходится с интересами третьей заинтересованной стороны — городской власти, стремящейся загнать стихию «газельного» бизнеса в русло своих циркуляров, правил и постановлений, без которых власть себя таковой, разумеется, не ощущает. И тут, как это у нас бывает, без «перегибов на местах» не обходится.
Согласно закону области «Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушении общественного порядка на территории Омской области», частный извоз должен проходить по маршрутам, утвержденным мэрией в установленном порядке, на конкурсной основе. Некоторые «газелисты» нарушают этот закон и работают на неутвержденных маршрутах: в поисках клиентов пронырливые «Газели» порой забираются довольно глубоко в жилищные массивы, значительно экономя тем самым время горожан на заутреннюю беготню до остановок общественного транспорта.
И вот с такими услужливыми, но непослушными «Газелями» департамент транспорта в лице МУП «Центртранс» не без помощи ГИБДД ведет беспощадную борьбу — увесисто бьет нарушителя по карману. До прошедшей осени штраф для водителя, освоившего неутвержденный маршрут, составлял 2 тысячи целковых, затем добавили еще пятьсот рублей — и нарушителю мало не кажется, и городской казне приличная статья доходов. Так как штрафуют водителей десятками и сотнями. При этом штрафующие применяют сохраняющую их нервные системы методу: гаишник тормозит «Газель», берет у водителя документы, идет с ними в автобус, где его дожидается контролер «Центртранса», втихаря составляется протокол об административном правонарушении, затем документы возвращаются, и водитель, обрадованный, что дешево отделался, отруливает. Но некоторое время спустя получает повестку: добро пожаловать на окружную административную комиссию. Придет оповещенный (порой и повестку-то не приносят) или нет — комиссия две с половиной «штуки» штрафа постановлением своим ему и выписывает. Обжалование этих постановлений идет через суд, который во множестве эти жалобы удовлетворяет. Сему способствовал и тот факт, что до прошедшей осени контролеры «Центртранса» не имели юридического права составлять протоколы на «газелистов», но составляли (в недалеком прошлом и автобусные контролеры взимали с «зайцев» штрафы также незаконно, пока областные законодатели не утвердили им это право). Далеко не каждый водитель это знал и, если не хотел биться за свои кровные в судах, отдавал их родимой мэрии.
Тем более что с «газелистами» власть церемониться не привыкла. Так, порой обнаруживается, что штатные председатель кировской комиссии и ее секретарь отдыхают в отпуске, а в составе комиссии сидят неизвестно кто. Возник скандал с участием представителей штрафуемых, который, впрочем, не помешал комиссии оштрафовать «газелиста» за езду по неразрешенным маршрутам. Об этом водитель получил постановление, подписанное…теми самыми отдыхавшими председателем и секретарем. Судья Кировского суда Д. Поляков это постановление отменил, а представители «газелистов» попросили прокуратуру завести на председателя и секретаря уголовное дело. Пока из прокуратуры на сей счет исходит молчание.
В декабре вся ситуация повторилась — все те же представители штрафуемых вновь узрели, что вместо утвержденных председателя и секретаря в Кировской комиссии Сидят черт знает кто. Опять на заседании комиссии имел место быть скандал с последующей жалобой в прокуратуру, но та разбираться с подобными недоразумениями не спешит, всякий раз пытаясь внушить жалобщикам идею похода в суд с подобными делами, а прокуратуру оставить в покое.
Омская Фемида, как правило, довольно благосклонно относится к оштрафованным. Если те не ленятся и хоть немного выражают желание побороться за сохранение своих кровных, то и сохраняют (частенько не без помощи компетентных помощников). Хотя случаются казусы, когда в ходе процессов разные судьи одну и ту же ситуацию оценивают по-разному. Вот, например, судья Кировского суда Д. Командыков в прошедшем декабре одобрил штраф водителя Вилора Энгельсовича Халфина, возившего омичей по «самостийному» профсоюзному маршруту «Учхоз — Прибрежный». Да еще указал при этом, что по уставу «Центртранса» в редакции от 28 февраля сего года муниципальные контролеры вправе штрафовать «газелистов». А его коллега Д. Поляков в октябре прошлого года отменил штраф водителя А. Ларионова, отметив в своем решении: «МУ «Центртранс», являясь хозяйствующим субъектом, не имеет полномочий по организации и осуществлению контроля за частным транспортом… Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении заявителя должностное лицо МУ «Центртранс» составлять было не вправе». Попутно суд не обнаружил доказательств и того, что протокол составлялся в присутствии водителя и того, что копия его, протокола, Ларионову вручалась.
Отметим, вдобавок, что судья Поляков не одинок в своих выводах насчет «Центртранса». Арбитражный судья Е. Поликарпов, в июне прошлого года рассматривая жалобу водителя-индивидуального предпринимателя П. Логвиненко по поводу штрафа, не установил, что заявитель был оповещен о заседании «штрафной» комиссии, выяснив к тому же, что и протокол контролер «Центртранса» выписал Логвиненко неправомочно.
Но, похоже, решения судебной власти «Центртрансу» не указ. Контролеры тайно строчат протоколы, над ними на всю катушку и нередко без лишних свидетелей потеют административные комиссии, а суды всю эту суету упраздняют — и… весь процесс начинается заново. Чиновников это, видимо, вполне устраивает: работа у них повременная, спешить некуда. А вот «газелистам» вся эта карусель основательно надоела. Не довольствуясь услугами судов и прокуратур, они время от времени проводят в городе митинги протеста против властных притеснений. Очередная такая акция состоялась е конце ушедшего года у дома №12 по улице Крупской в микрорайоне «Прибрежный». Несмотря на запреты мэрии и беспощадные Штрафы, «Газели» из последних сил продолжают рисковать, обслуживая «Прибрежный» и часть прилегающего соседнего 6-го левобережного микрорайона. «Газелистам» в их борьбе с мэрией, по-видимому, уже негде более искать поддержки кроме как у обслуживаемого населения. Несколько десятков представителей которого не поленились и пришли на митинг, выразив водителям моральную поддержку. В адрес губернатора и мэра была принята резолюция. В ней, в частности, указывалось на наличие в микрорайоне пассажиро-транспортных проблем. Так, ранее «Прибрежный» обслуживали три «газельных» маршрута, ныне остался один, да и тот мэрия изо всех сил старается аннулировать… Резолюция доставлена в канцелярии городской и областной исполнительной властей. Если последние проигнорируют обращение, «самостийные» водители намерены использовать этот факт в предстоящей предвыборной кампании против «Единой России», региональный список которой, как известно, и возглавляют адресаты резолюции. В последней жители «Прибрежного» убедительно просят власть обратить внимание на их долгий заснеженный путь до остановок общественного транспорта И муниципальными ли силами, либо узаконив «самостийные» маршруты частных извозчиков, но решить сию проблему.
По всей видимости, небезупречен и вышеназванный областной закон об административных правонарушениях на городском, в частности, транспорте. Если «Газели» неутвержденных маршрутов приносят омичам удобство, то зачем же их «не пущать»? Не разумнее ли будет провести работу, «создать механизм» легализации этих маршрутов — и пусть возят на здоровье. А власти оформят это полезное явление своими циркулярами. И хотя рынок в российских условиях частенько не сам и не все регулирует, но в ситуации с газельным извозом в Омске запреты и штрафы, хотя и привычный, конечно, но вряд ли самый лучший путь, избранный властью.
НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТЫ МЭРИИ И БЕСПОЩАДНЫЕ ШТРАФЫ, «ГАЗЕЛИ» ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ ПРОДОЛЖАЮТ РИСКОВАТЬ. В БОРЬБЕ С МЭРИЕЙ ИМ, ПО-ВИДИМОМУ, УЖЕ НЕГДЕ БОЛЕЕ ИСКАТЬ ПОДДЕРЖКИ КРОМЕ КАК У ОБСЛУЖИВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ. В КАНУН НОВОГО ГОДА НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЖИТЕЛЕЙ МИКРОРАЙОНА «ПРИБРЕЖНЫЙ» НЕ ПОЛЕНИЛИСЬ И ПРИШЛИ НА МИТИНГ, ВЫРАЗИВ ВОДИТЕЛЯМ МОРАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ. В АДРЕС ГУБЕРНАТОРА И МЭРА БЫЛА ПРИНЯТА РЕЗОЛЮЦИЯ. В НЕЙ, В ЧАСТНОСТИ, УКАЗЫВАЛОСЬ НА НАЛИЧИЕ В МИКРОРАЙОНЕ, КАК И ВО ВСЕМ ГОРОДЕ, ПАССАЖИРО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ.