ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДЛАГАЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ СПОСОБ "ОТКОСА"

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДЛАГАЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ СПОСОБ «ОТКОСА»

Военные комиссариаты готовы обратиться в прокуратуру даже тогда, когда дело касается лишь одного молодого человека призывного возраста. Если же сразу десять парней на округ пытаются вполне законно ускользнуть от своих конституционных обязанностей по одной и той же причине, можно дать стопроцентную гарантию- того, что в контролирующих органах появится человек в форме

На днях представители военкоматов нескольких районов города и области попытались оспорить порочную, по их мнению, практику легального «откоса» от армии, предложенную омским призывникам работниками технического университета.

В списке «спорных» имен, положенном на стол прокурора Советского округа, значилось всего лишь двадцать семь фамилий. Не много, если учесть, что приписаны эти люди к трем призывным участкам: Центрального и Октябрьского округов, а также Одесского района. Правда, представители последнего военкомата попросили разобраться лишь по поводу одного молодого человека. Чем же так докучили двадцать семь ребят военным?

Дело, в общем-то, простое. Молодые люди, сегодняшние учащиеся омских техникумов, решили продолжить свое образование в техническом университете. Последний же предоставил им вполне законную, правда, не бесплатную возможность. На полных парах, проскакивая через весенний призыв, молодые люди смогли пересесть из аудиторий родного техникума за вузовские парты.

Обычно военкоматы такой прыти своим подопечным не позволяют. Едва «технари» сдают выпускные экзамены и получают долгожданные дипломы, как тут же оказываются в «обезьяннике»… Времени на то, чтобы осмотреться, просто нет. Между выпускным вечером и радикально новым этапом жизни проходит максимум неделя.

Иное дело технический университет. Своих будущих студентов, пока еще учащихся техникумов, он начинает набирать в феврале-апреле. Ребята превращаются в эдаких «двойных» студентов. Продолжают обучение в родном среднем заведении, готовятся к выпускным экзаменам и одновременно три раза в неделю посещают ускоренные курсы в университете. Занятия проводятся по трем основным дисциплинам: математике, физике и химии. Конечно, услуги эти оказываются не безвозмездно. За три-четыре месяца обучения в вузе «технари» заплатили по тысяче восемьсот рублей.

В этом случае работники военкоматов просто не успевают «перехватить» ребят. Вчерашние учащиеся профессионального нефтехимического лицея, речного училища, авиационного техникума позавчера стали студентами высшего учебного заведения… А уже в августе они переходят сразу на третий курс. Ситуация интересная. Военные решили, что есть здесь что-то неладное и обратились за помощью в прокуратуру Советского округа. Тем более что работники вуза не в полной мере побеспокоились о своих студентах. Справки, подтверждающие право на отсрочку, высылались несвоевременно, зачастую без соответствующих номеров. Однако, как оказалось, нарушения эти — еще не повод для обвинения в «откосе»…

— Сегодня закон подобных вещей не запрещает, — рассказывает помощник прокурора Советского округа Оксана Кротенке. — Получая второе образование, вполне можно рассчитывать на отсрочку от армии. Не противоречит законодательству и обучение на ускоренных курсах. Правда, в 1999 году мы нашли некоторые нарушения в деятельности технического университета. И зачисление учащихся техникумов на третий курс было признано недействительным.

— Почему?

— Отбор на подготовительные курсы осуществлялся не на конкурсной основе. Брали всех желающих сразу после собеседования. В этом году ситуация изменилась. Преподаватели университета провели экзамены… Правда, взяли всех претендентов. Но это уже другой вопрос.

— Иными словами, учащиеся техникумов с этого года получили реальную возможность отсрочить службу в вооруженных силах?

— Лишь в этом году. Дело в том, что недавно вышло новое постановление правительства, регламентирующее поступление во все учебные заведения вне зависимости от форм собственности. Абитуриенты должны зачисляться только с первого сентября. И набор на ускоренные курсы с февраля-апреля, как это было принято в техническом университете, будет недействительным.

Перед этим высшим учебным заведением стоит не очень приятный выбор: или отказаться от зачисления учащихся техникумов, — военкоматы просто не дадут ребятам возможности поступать в вуз в год получения первого диплома, — или начинать свою «ускоренную» работу с первого сентября… Последний вариант может не устроить «технарей». Стоить-то эти подготовительные курсы будут несколько дороже… По крайней мере, на следующий учебный год на одну проблему с набором новобранцев у военкоматов станет меньше. Едва ли технический университет успеет переориентироваться в новых условиях.

Есть у омских студентов и еще одна проблема. Загреметь в армию вполне могут учащиеся коммерческих учебных заведений. Дело в том, что многие образовательные структуры, работающие от московских или иных иногородних хозяев, могут гарантировать отсрочку лишь при одном условии. В том случае, если о временном освобождении от службы будет хлопотать головной офис, расположенный за несколько тысяч километров от Омска. Сегодня некоторые омские представительства коммерческих вузов выписывают свои документы, которые наши военкоматы не признают. Не признают на вполне законных основаниях. В частности, с неразрешимой проблемой столкнулись студенты мужского пола Современного гуманитарного университета (само учебное учреждение находится в Москве). Из-за неразберихи в управленческих структурах этого вуза ребята в один «прекрасный» момент их жизни могут сменить свободную студенческую жизнь на армейский распорядок дня…

Казалось бы, ну дайте вы, сотрудники военкомата, доучиться ребятам, коммерческих ли, государственных ли вузов… Это же будущие специалисты, которые когда-нибудь да вытащат Россию из небытия. АН нет. На призывных участках сегодня столь серьезный недобор, что борьба ведется за каждого молодого человека… И хорошо, что борьба эта ведется законными способами.

На моей памяти интересный случай десятилетней давности, когда парня призывного возраста подняли прямо с постели люди с автоматами. Дома остались жена и трехмесячный ребенок. Кажется, и тогда этому человеку полагалась отсрочка от армии. Грудной ребенок все-таки… В одну неспокойную ночь судьба молодого отца решилась кем-то. Заспанного парня через несколько часов отправили в какую-то часть, удаленную на тысячи километров от родного города. А там уж попробуй возмущаться… Одним словом, полное бесправие.

Сегодня военные пытаются изыскать законные способы, обращаются в прокуратуру. Понять их можно. Скрыть те ужасы, которые творятся во многих частях, наборщики рекрутов не в состоянии. И отсрочить службу хочется очень и очень многим призывникам…