ОТ СТАРОЙ КРЕПОСТИ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

ОТ СТАРОЙ КРЕПОСТИ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

300-летний рубеж, отчетливо замаячивший на горизонтах истории Омска, стал катализатором всевозможных идей и предложений не только профессиональных управленцев, политиков, творческих людей, но и рядовых горожан. За живое задело и обращение Л. К. Полежаева в последнем «Губернаторском часе». Омичей не оставила равнодушными мысль губернатора о том, что Омск нуждается не только в облагораживании и реконструкции своего исторического ядра, но и в коренной модернизации всех районов города, его инженерной инфраструктуры, гармонизации общего архитектурного облика

В самом деле, жители окраин уже успели смириться с тем, что основные работы по благоустройству улиц, ремонту дорог фасадов домов традиционно ведутся в куда больших объемах в центральной части города. С одной стороны, все объяснимо: центр является лицом города, витриной главных его достижений — исторических, архитектурных, культурных. Сюда устремляются омичи за художественными впечатлениями в театры, музеи, кинозалы. Здесь сосредоточены самые модные магазины и увеселительные заведения. Тут чаще всего бывают гости, причем не только иногородние, но и иностранцы. Хочется, что называется, не ударить перед приезжими в грязь лицом.

Также играет роль мощный фактор, обусловленный, скажем так, генетическими предпосылками. Центр всегда был и останется для горожан притягательным местом в силу своего исторического происхождения. Не зря же наши предки именно эту территорию определили для закладки сначала первой, потом второй Омской крепости! И даже в еще более отстоящие от нас времена здесь основали свою стоянку древние люди. Поэтому исторический центр — понятие для горожан святое и притягательное по многим причинам. Всем нам завещано сберечь его и передать в надлежащем состоянии своим детям и внукам.

Губернатор в прямом телеэфире заверил омичей, что старую крепость мы ни в коем случае не потеряем! Сейчас уже появляются (в дополнение к существующим) разные планы устройства и возрождения ее территории. Один из главных радетелей за омскую старину — директор музея городского быта, краевед Владимир Селюк считает, что предметом внимания властей помимо старой крепости, находящейся на правом берегу Оми, должно стать и пространство от Ленинградского моста до набережной Омки. Наэтом относительно небольшом по размерам пятачке (включая и так называемую Казачью слободу) расположены 30 памятников старины, из которых четыре — федерального значения: Казачий собор, здание кадетского корпуса, генерал-губернаторский дворец, здание бывшей суконной фабрики. У Селюка существует свой проект развития исторической территории под условным названием «Старый Омск». Ведь как раз в центре этой среды оказывается музей городского быта, который располагается в уникальном деревянном доме купчихи Козьминой. Эти предложения краеведа мы в дальнейшем еще обсудим на страницах газеты.

А пока вернемся к главному постулату: город должен развиваться гармонично в каждом из округов. То, что людям мозолят глаза ободранные фасады домов, ветхие лачуги, вросшие в землю, в многочисленном частном секторе, то, что большинство омских улиц с наступлением ночи погружается в кромешную тьму, а между домами то тут, то там вырастают стихийные свалки, — явления для XXI века позорные, требующие немедленных перемен. Конечно, за оставшиеся до юбилея города девять лет сложно справиться со всеми назревшими проблемами. Тут нужно быть реалистами: по мановению волшебной палочки чудеса случаются только в сказках.

Но сдвинуть дело с мертвой точки, задать начальную траекторию перемен — это вполне реальная задача. Что успешно доказано на недавних конкретных примерах. У всех на глазах выросло сложнейшее инженерное строение — метромост. Главные ворота Омска — железнодорожный и пригородный вокзалы предстали теперь перед приезжими единым впечатляющим ансамблем. Реконструированная часть набережной преобразила вид с Иртыша. В театр «Арлекин» теперь водят детей не только на спектакли, но и на экскурсии по уникальному зданию. К столетию здания театра драмы с ним проделали такую эффективную косметическую «операцию», что оно разительно помолодело и похорошело. А что касается восстановления Успенского собора, то это самый яркий пример того, как невозможное становится возможным.

Благоустройство и преображение омских окраин на сегодня целина неподнятая. Тут неисчерпаемая точка приложения усилий дизайнеров, архитекторов, озеленителей, цветоводов. Необходимо, чтобы городские скульптуры, фонтаны появлялись в каждом из округов Омска, чтобы в новых микрорайонах были предусмотрены помимо социальной инфраструктуры и просторные детские площадки, и скверы для прогулок, и симпатичные бульвары с символическими композициями, украшающими городскую среду, и места для стоянки машин. Так что омичам вполне по силам, засучив рукава, взяться за масштабную модернизацию родного города. Тем более что на левом берегу рекордными темпами идет строительство гигантского дворца «Арена-Омск», появление которого вслед за метромостом во многом поможет перевернуть ситуацию в расстановке акцентов между понятиями «центр — окраина».

Важно, что взята установка на соблюдение пространственного единства стиля города, поддержание его исторического духа, развития старых традиций в новых условиях. Омичам должно быть уютно и комфортно в родном городе. Для этого требуется не только воля властных структур, но и усилия и заинтересованность самих омичей. Если мы вместе озаботимся будущим Омска, в том числе и воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к лучшим традициям прошлого, если не останемся равнодушными к тому, каким город встретит свое 300-летие, то Омск ждет удивительное преображение — и внешнее, и духовное.