«СЛЕД» ПРИШЕЛ ИЗ ГЛУБИНЫ ВРЕМЕН

«СЛЕД» ПРИШЕЛ ИЗ ГЛУБИНЫ ВРЕМЕН

В прошлую пятницу в Доме художника в рамках регионального художественного проекта «След III» открылась экспозиция работ художников шести сибирских городов. Необычное название «След» пришло в голову авторам этой идеи — художникам Александру Суслову (Новокузнецк) и Сергею Лазареву (Томск) еще семь лет назад. Тогда же, в 2000 году, состоялась и первая выставка-конференция в Новокузнецком художественном музее. Следующий «След» оставил отпечаток в 2004 году в Красноярске. Нынешний «След» под номером три успел побывать в Новосибирске, Новокузнецке и, наконец, появился у нас, на берегах Иртыша и Оми

Как провозгласили сами авторы идеи этих выставок, целью проекта является обретение художниками целостной картины мира в процессе изучения, исследования, анализа и синтеза древних культур Сибири, ее природы, современной истории. Организаторами выставки в Омске выступили новокузнецкая галерея «Сибирское искусство» и Омская областная организация Союза художников России. Куратором с нашей стороны выступил Владимир Чирков. А от гостей — Татьяна Галыгина, Александр Суслов (Новокузнецк)1, Сергей Лазарев (Томск), Сергей Ануфриев (Красноярск). Добавим, что в число участников-омичей, помимо ранее заявленных Евгения Дорохова и Татьяны Колточихиной, вошли также Сергей Александров, Сергей Баранов, Владимир Владимиров, Татьяна Дашкова, Евгений Заремба, Александр Капралов, Андрей Машанов, Борис Миронов и Татьяна Татаурова.

Выставка будет работать до 25 марта, так что у омичей есть возможность не спеша познакомиться с экспозицией. И заглянуть, по мере знакомства с представленными работами, в архаичное прошлое человечества, за ту грань, когда в нашем первобытном предке начала пробуждаться тяга к изображению главных событий и символов своей жизни — охоты, добывания огня, приготовления пищи, украшения женщин, захоронения умерших. Эти первые проблески художественного творчества остались в качестве наскальной росписи у многих народов, населявших пра-Сибирь.

Сегодня наследием древности всерьез заинтересовались современные художники и искусствоведы. Одни из живописцев идут по пути прямого воспроизведения пиктограмм и древних орнаментов в своих работах, другие ~ напротив, пытаются зашифровать языком древнего искусства реалии сегодняшнего дня. Понятно, что и первых, и вторых, как магнитом притягивает пора детства человечества. Не потому ли, что именно в детстве закладывается все самое важное для развития личности? Мы, и вправду, все родом из детства, а том числе из детства планетарного масштаба. Хорошо зная свое прошлое, как известно, можно дальше заглядывать в будущее.

Днем позже, в субботу, 3 марта, в Доме художника состоялся круглый стол, в котором приняли участие художники, искусствоведы, археологи, этнографы, историки, культурологи, обменявшиеся мнениями по поводу сибирской этноархаики. Впрочем, о том, в какой тугой узел завязывается толкование этого направления сибирского изобразительного искусства, можно понять из многообразия терминов. Для одних это этноархаика, для других — просто архаика, для третьих — сибирский неоархеоарт, для четвертых — археоавангард.

Похоже, борьба терминов — только небольшая часть большого подводного айсберга, подразумевающего различие смыслов, методологических и методических проблем их толкования. А если взять шире, то, конечно, вопрос обретает не столько искусствоведческий, сколько философско-мировоззренческий характер. Что касается рядовых омичей, то знакомство с выставкой, несомненно, расширит рамки их представлений о собственных корнях, потому что вопросом: «Кто мы и откуда»? — человечество задается с незапамятных времен. И никак не находит ответа.