Как радовались омичи, узнав в 2005 году, что родной город исключён из списка мегаполисов России с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха! Правда, торжествовать особо не стоит, хотя бы потому, что некогда мощная местная индустрия изрядно снизила свои показатели, а иные предприятия вовсе прекратили существование. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) достаточно высок.
ЧЕМ ДЫШИМ?
Анализ проб воздуха осуществляется из специальных постах, находящихся в ведении Росгидромета, трижды в сутки. Специалисты проверяют содержание в воздухе 25 вредных веществ: пыль, сажа, диоксид серы, диоксид азота, окись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид и пр. А стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на 460 кв. км городской территории лишь.. семь: в Советском и Кировском округах по два, в Центральном, Октябрьском и Ленинском — по одному. За год производится 60 тысяч определений загрязняющих веществ. Но даже неспециалисту ясно, что задыхающемуся от вредных выбросов городу архинеобходимо большее количество постов.
Наиболее высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха отмечаются в Ленинском и Октябрьском округах, в Кировском и Центральном эти значения ниже. «Грязной» городскую атмосферу делают преимущественно крайне неприятные вещества: бенз(а)пирен(42%) и формальдегид(40%) плюс диоксид азота, окись углерода и взвешенные вещества (по6% каждая бяка). Обращаем внимание: 6енз(а)пирен и формальдегид — вещества 1 и 2-го класса опасности (канцерогены).
По данным Управления Роспотребнадзора по Омской области, выбросы от стационарных источников за последние пять лет снизились с 239 тысяч тонн заг-рязняющих веществ до 219 тысяч тонн (страшные цифры!). Концентрация патогенных, ведущих к развитию онкозаболеваний, бронхолегочных, аллергических и вторичных иммунодефицитных заболеваний, веществ в воздухе практически постоянна.
ВЫСТРЕЛ ИЗ 89-ГО
Да здравствует порывистый ветер, развеивающий вредные примеси в атмосфере!
Земляки помнят злополучное пето 1989 года, когда в городе продолжительное время царствовал полный штиль. Смог клубился под ногами. Врачи рекомендовали омичам без надобности не выходить на улицу, в детских садах сократили пребывание детей на воздухе, а служба «скорой помощи» не успевала обслуживать нуждающихся в глотке свежего воздуха. Последствия того безвет-
рия до сих пор пожинают дети, родившиеся тем летом. Аллергологи-иммунологи не ведут статистику, но заверяют, что среди их пациентов, которым не повезло со временем рождения, много ребят с поллинозами, хроническими лор- заболеваниями, бронхиальной астмой, хроническими обструктивными болезнями лёгких. Кстати сказать, заболевания органов дыхания среди причин, приводящих к инвалидизации детей, занимают третье место (после нервных и психических).
Ученые Омской медицинской академии разработали специальные программы, позволяющие рассчитывать риски развития канцерогенных, неканцерогенных хронических и рефлекторных реакций организма на содержание в атмосфере определённых вредоносных веществ. Тот же формальдегид в сочетании с бензолом и хромом обеспечивает риск развития онкозаболеваний в 587 дополнительных случаях на миллион населения. Опасна ситуация и с неканцерогенными рисками: 399 случаев на тысячу населения.
ЧЕМ ПАХНЕТ?
Наверное, нет ни одного горожанина, который, заехав в другой район областного центра, не задавался этим вопросом. Притерпевшись к отнюдь не ароматному воздуху дома и на службе, мы особо остро воспринимаем «чуждые» запахи. А уж когда возвращаемся из поездки да из отпуска, то и вовсе не верим классику, что «дым отечества нам сладок и приятен». Это рефлекторный риск, который унюхивает половина людей в каждой тысяче населения. То «тухлым яйцом» (сероводородом), то «нашатырем» (аммиаком) несет, то чем-то, чему и определения дать не можем.
Жители Чкаловского посёлка, к примеру, при открытой форточке среди ночи просыпаются от зловония, которым одаривает их 000 «Техуглерод». Ветерок ночной не так силен, чтобы развеять вредные примеси, как это бывает днем, вот и сносит ароматы при перегрузке сырья вплоть до Оми. Усматривающим злокозненность производителя техуглерода и бесконтрольность со стороны органов, призванных бдить за соблюдением норм разгрузки сырья при неблагоприятных метеоусловиях, моим соседям остается уповать лишь на то, что в скором времени в пос. 40 лет Октября будет построен стационарный пост наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, на котором и ночью будут отбираться пробы. И тогда точно станет известно, кто и чем травит округу и сколько ему это будет стоить.
ГАЗУЕМ!..
Автомобиль не роскошь, известно давно. Но насколько высока доля автотранспорта в загазованности наших улиц, мало кто догадывается. Зримо увеличилось количество выхлопных труб на магистралях — в пробках стоим вместе, и автомобилисты, и пассажиры. Добытые нашей двухнедельной осадой пресс-службы ГИБДД данные весьма приблизительны: около 500 тысяч единиц транспортных средств зарегистрировано в областном центре, и ежегодно это число увеличивается на 5 тысяч.
Наибольшая концентрация выбросов фиксируется в момент, когда машина, работавшая на малых оборотах в ожидании возможности рвануть в полную силу, начинает движение, например, на разрешающий сигнал светофора. Содержание окиси углерода в выхлопных газах, конечно, проверяют во время ТО. Несколько водителей получает заветный талон обходными путями, без всяких замеров» А неисправность топливной системы скольких машин в процессе эксплуатации не замечена владельцем авто!
Не позавидуешь жильцам домов, стоящих на магистралях. Содержащиеся в воздухе взвешенные частицы с солями тяжёлых металлов, ароматических углеводородов, влетающие в открытое для проветривания окно, увеличивают смертельный риск от сердечно-сосудистых и лёгочных заболеваний, от 370 до 411 случаев на тысячу населения. Специалисты советуют молодым мамам: если вы стоите на остановке с ребёнком, возьмите его на руки — всё же чуть меньше гадости вдохнет ваш малыш. Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере особенно пагубно сказывается именно на детском организме, ведя к необратимым изменениям.
МЕЖДОУСОБИЦА
Теперь о ведомственной разобщенности в важнейшем деле защиты окружающей среды. При подготовке этой публикации мне довелось столкнуться с полярным отношением даже к самому вопросу состояния воздушной среды Омска.
Показательный факт: чиновник горадминистрации, начальник сектора экологии Валитов Р. Р., изысканно маневрируя, уходил от ответов на простые вопросы и уверял, что нет у него никаких данных о состоянии городской атмосферы за прошедший год. Не особенно жаждала поделиться сведениями представительница Ростехнадзора Т. Вдовина, под началом которой отдел, контролирующий нормирование выбросов от стационарных и передвижных источников. Посетовала, что её подразделению, как и вашему корреспонденту, ГИБДД цифр не предоставила. Куда как приятнее (и понятнее) позиция руководства Роспотребнадзора, регулярно освещающего вопросы санитарно-эпидемиологического состояния воздушной среды в печати и не избегающего контактов с прессой.
«Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом», — приведу слова английского писателя-классика Бернарда Шоу. Можно ещё проще: имеешь информацию — владеешь ситуацией. Потому особую признательность выражаю помогшей донести до читателя важную информацию О-В. Демановой, начальнику Омского центра по мониторингу загрязнения окружающей среды.
БУДУЩЕЕ ТУМАННО
В конце прошлого года областными законодателями приняты две целевые программы: «Обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления» и «Экологическое образование и просвещение населения». Важные, своевременные документы.
В городе в прошлом году высажено 14,3 тысячи деревьев и 36,7 тысячи кустарников — забота о «лёгких города» похвальна.
Но уже не терпит отлагательства принятие концепции охраны атмосферного воздуха. Расширение сети стационарных постов, создание мобильных подразделений контроля, безусловно, требует значительных средств. Но что, если наши дети станут заложниками нездоровой экологии. Эколого-зависимые заболевания ведут к мутациям на генном уровне. В страшном сне не хочу видеть мой Омск городом мутантов!