ТОЧИЛКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ... Черные, белые, красные

ТОЧИЛКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ… Черные, белые, красные

Возможно, самую большую в России коллекцию карандашных точилок собрал омский художник-дизайнер Юрий Бирюков

— Мне никогда не хватало ни терпения, ни сноровки нормально очинить карандаш. Рисовал всегда много, карандашей изводил кучи. Я вообще, по манере рисования, очень экспрессивный человек, в творческом порыве могу даже карандаш грызть зубами или ногтями обдирать, чтобы время сэкономить. Однажды купил точилку, потом еще одну. И пошло-поехало, — рассказывает Юрий Бирюков. Отсчет своей коллекции он ведет с 1985 года, когда еще начинающим художником колесил по стране в поисках «натуры» и «халтуры». Побывал везде — от Тюмени до Узбекистана, от Красноярска до Гродно, объехал всю Сибирь, благо билеты тогда были дешевые. За несколько лет он собрал около 80-ти точилок и никогда не думал, что такой безделицей может всерьез интересоваться кто-то еще. Но в начале 80-х увидел по телевизору во «Взгляде» такую же «сумасшедшую». Она была секретаршей крупного босса, у нее было 100 точилок.

«Юрка, тебе тоже в телевизор надо», — советовали друзья. Но на всенародное обозрение Бирюков не спешил, а коллекцию собирал. Не стал заполнять и анкету, присланную «Комсомольской правдой», для издания каталога коллекционеров России. Кстати, каталог так и не был издан. Когда в семье появился первый сын, Юрий упаковал все

свои коллекционные экземпляры в коробку и от греха подальше убрал на антресоли. Но поток было уже не остановить — точилки продолжали прибывать, несли друзья, знакомые, родные. Он от подарков не отказывался. Более того, он и сейчас досконально помнит, кто, что и когда ему подарил. Из «повторных» точилок он создал обменный фонд и тоже пустил его в дело.

— Точилка — это же квинтэссенция идеи моих братьев — художников. Лезвие плюс отверстие, плюс воображение. Каждая точилка — грань нашей жизни, — считает он.

Когда Бирюков высыпает свою коллекцию на диван, у меня разбегаются глаза. Это напоминает магазин детских игрушек. Здесь и ракеты, и глобусы, и чайники. И даже игрушечный жираф. Ему нажимаешь на хвост, он мотает головой. Есть даже точилка в форме кофемолки, которая работает на батарейках и сама затачивает карандаши.

-Это китайские. Фабрика «Великая стена», — комментирует Юрий. — Прекрасная вещь.

Ему вообще нравятся китайские точилки. В них, как он сам выражается, много придумок и сделаны они очень качественно. А грифель затачивают почти до толщины человеческого волоса. Есть в коллекции и немецкие точилки. В основном они имитируют канцелярские принадлежности, например, тюбик с клеем, и тоже очень надежны. Но они иногда повторяются, лет так через 50, только уже в более облегченном варианте. Есть польские, чешские образцы. Среди российских точилок, которые Бирюков знает досконально, он выделяет только изделия Ворошиловградского завода имени Ленина. На них были даже личные клейма, и чувствовалась мысль художника. Остальные российские точилки Юра считает блеклыми и однообразными, как наши «хрущевки» и огромные, безобразные цветные телевизоры. Из последних новинок он выделяет подарок из Тюмени — точилки российско-корейского предприятия, замечательные по форме и качеству. Тут и паучок, и скорпион, и чайник, и кит. Но российских точилок в магазинах почти нет, в основном — иностранные. Дизайнер Бирюков понимает ситуацию — не до точилок сегодня стране, долги отдавать надо!

Сейчас его коллекция, возможно, одна из самых крупных в мире. Но пока он не собирается сдавать ее в музей и уже договорился с сыном о продолжении дела. Бирюкову — младшему тоже нравится коллекционировать.