Но дело в том, что на «Релеро» хранится 30 тонн цианидов. Этот запас предусмотрен для использования в производстве в военное время. Если не соблюдать правила хранения этого вещества, Омск будет жить в условиях не предполагаемой, а реальной войны. Химической. Достаточно привести пример Томска. Там в почву ушло всего около полутора тонн. Но и этого количества хватило для того, чтобы ЮНЕСКО объявило сложившуюся ситуацию катастрофой мирового масштаба. Судя по тому, как складываются сегодня отношения между «Релеро» и «Омскэнерго», подобная катастрофа может произойти и в Омске. После отключения электроэнергии в дело вмешались специалисты управления ГО и ЧС. По их требованию были подключены насосная станция и пожарная сигнализация. На предприятии созданы мобилизационные команды по ликвидации возможных последствий чрезвычайной ситуации.
Нынешняя ситуация имеет длинную предысторию. За прошедшие десять лет «Релеро» подверглось типичным для оборонной отрасли испытаниям. Отсутствие госзаказа и, как следствие, долги. Выход из подобной ситуации стандартный: переформирование портфеля заказов, выход на рынок гражданской продукции и поиск инвесторов. До 99-го года завод лишь накапливал долги. Оживление производства стало возможным лишь в 2000-м. Объем выпускаемой продукции вырос почти в три раза и достиг 64 млн. рублей. Это позволило приостановить рост долгов и надеяться на хорошие перспективы в наступившем веке. Долги предприятия были реструктурированы, были составлены графики их погашения. Планировалось, что в 2001 году завод выйдет на объем в 105 млн. рублей, из которых 92 млн. должны были составлять заказы Министерства обороны.
Однако в самом конце прошлого года военные не проплатили вовремя за очередную партию продукции. Едва наметившаяся система погашения долгов была нарушена. В январе был сорван график платежей в «Омскэнерго». Началась энергетическая блокада. Нынешнее отключение — уже пятое в этом году. За то короткое время, что завод работал, объем выпускаемой продукции не позволял выйти даже на текущие платежи, не говоря уже о погашении долгов.
Руководство завода пыталось договориться с дирекцией «Омскэнерго». На предприятии был составлен план выхода из кризисной ситуации. Получены гарантии Минфина и Минобороны перед «Росбанком» для предоставления кредита. Это позволило бы развязать энергетический узел, запустить производство и первоначально хотя бы погашать текущие платежи. Однако терпение руководства «Омскэнерго» в очередной раз лопнуло. Проблему опять попробовали решить «методом рубильника».
С одной стороны, энергетиков можно понять. Они сто раз правы, считая, что за долги нужно платить. Действительно, с какой стати «Омскэнерго» должно кредитовать потребителя своей продукцией. Но с другой стороны, «рубильниковыми» мерами энергетики лишают своего должника возможности заплатить. Тем более в тот момент, когда выход из кризисной ситуации почти был найден.
Возможно, особый отпечаток на происходящее накладывает тот факт, что государство не владеет акциями «Релеро». Был бы контрольный пакет государственным, может быть, ситуация складывалась бы несколько иначе. Любопытная деталь: в свое время решение о приватизации этого предприятия лично подписал Анатолий Чубайс, возглавлявший Госимущество. Тогда это считалось экспериментом: отдать в частные руки оборонный завод, где хранится стратегическое сырье и 30 процентов коллектива имеет первую форму допуска. Теперь Анатолий Борисович возглавляет РАО ЕЭС и справедливо добивается от своих подразделений жесткой платежной дисциплины.
«Релеро» испытывает на себе отпечатки прошлой и нынешней деятельности, безусловно, одного из ведущих менеджеров в стране. Однако подход к решению поставленных задач остался прежним: раньше всех подряд включали в приватизацию, сегодня всех подряд должников отключают от энергоисточников. А там хоть трава не расти. Она и не будет расти в Омске, если хотя бы часть цианидов с «Релеро» уйдет в почву.