Хозяева полигона в поселке Светлом — десантники 242-го Учебного центра — подготовили традиционную шоу-программу. На этот раз она включала парашютные прыжки и рукопашный бой. Многочисленные зрители с интересом наблюдают, как крепкие «береты», совсем не показушно лупят друг друга. Во время особенно эффектных приемов слышны восхищенные возгласы.
Но это лишь пролог. В качестве основного действа — демонстрация стрелковых и ходовых качеств выставочной техники. Вначале — стрельбы. Снайперы демонстрируют характеристики боеприпасов Барнаульского станкостроительного завода. Стреляют из автоматов, винтовок СВД, ручных пулеметов. Вскоре броневые плиты-мишени толщиной от 10 до 16 миллиметров напоминают дуршлаг. Алтайцы свое дело знают. «ИжМаш» показывает свои последние разработки — новую снайперскую винтовку СВДС со складным прикладом и съемными сошками и автомат «Абакан», который имеет два темпа стрельбы: 1800 и 600 выстрелов в минуту.
Чтобы учесть интересы как можно большего числа заказчиков, российские производители начали создавать образцы оружия и боеприпасов под НАТОвский стандарт (в частности, калибр 5,56 мм). Отечественная продукция дешевле западных аналогов, что делает ее весьма конкурентоспособной на внешнем рынке.
Позиции перед мишенями занимают боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Работают их пушки и пулеметы, ведется частый гранатометный огонь. Едкие дымовые завесы до самого неба. Похоже на настоящее сражение.
Наконец свою меткость демонстрируют экипажи танков. Уральский Т-90С (ПО «Уралвагонзавод») ведет стрельбу из пушки с расстояния до цели четыре тысячи метров.
Омский Т-80У («Омсктрансмаш») управляемым снарядом на быстром ходу поражает мишень с пяти тысяч метров.
В небе появляются самолеты — омские АнЗТ и Ан-74 (ПО «Полет») и киевский Ан-70 (АНТК им. Антонова). Как известно, украинская машина в конце января потерпела аварию после взлета из Омского аэропорта. Самолет был практически разрушен. И лишь благодаря усилиям специалистов производственного объединения «Полет» Ан-70 снова поднялся в небо. Это значит, что экспериментальная модель может получить долгую жизнь. Кстати, «Полет» намерен участвовать в тендере на право серийного производства нового перспективного o военно-транспортного лайнера среднего класса. Больше того, генеральный конструктор АНТК им. Антонова П. Балабуев, который присутствовал на выставке, считает, что именно омское предприятие по сравнению с почти десятком российских и украинских авиазаводов наиболее подготовлено к такому крупному заказу. Тем более что опыт плодотворного сотрудничества киевских конструкторов и сибирских машиностроителей уже имеет зримое воплощение.
Ан-ЗТ на базе Ан-2 получил по воле омских конструкторов модернизированный двигатель, усовершенствованную кабину. Была увеличена взлетная масса, что позволит брать на борт больше груза, стала выше скорость…
Одним из лучших самолетов, рассчитанных на средние расстояния, способных подняться в воздух практически с любой полосы хоть днем, хоть ночью, признан Ан-74. Детище ПО «Полет» может перевезти до 7 тонн груза на расстояние более 10 тысяч километров. При этом имеет герметичную грузовую кабину и систему кондиционирования, что позволяет транспортировать даже скоропортящиеся грузы.
Демонстрацию бронетанковой техники открывает знаменитый ИС-3 («Иосиф Сталин»). На танке — бойцы в форме Великой Отечественной войны. Командует машиной один из руководителей ветеранского движения в области и давний друг нашей газеты Павел Ефимович Кочергин. Всю войну, от Курска до Берлина, прослужил он механиком-водителем. Под аплодисменты к легендарному танку бегут дети. В руках трогательных девчонок — гвоздики.
Цветы на горячей броне напоминают май 45-го, Победу русского духа и русского оружия. Далее, сменяя друг друга перед трибунами, месят грязь, ныряют в воду, преодолевают рвы и бетонные надолбы, взбираются в гору автомобили-амфибии, армейские грузовики, БТРы, БМП, танки Т-55, Т-55М, уральский Т-90С, тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино».
И вот кульминация. То, чего, пожалуй, ждали больше всего. Зрители, чтобы увидеть больше, привстают на цыпочки, зарубежные военные специалисты возбужденно шепчутся.
На перекопанный полигон врывается знаменитый омский танк Т-80У. Уникальная боевая машина с газотурбинным двигателем в 1400 лошадиных сил оснащена самыми последними разработками отечественных конструкторов. Это активная защита «Арена», реактивная динамическая защита, суперсовременные оптические приборы, мягкая, как в легковом автомобиле, подвеска…
Сорокашеститонная машина под восхищенные реплики зрителей легко и непринужденно прыгает с трамплина. О колоссальной нагрузке можно догадаться лишь по переходящему в резкий свист, как у взлетающего истребителя, реву двигателя да грохоту гусениц при приземлении.
Не теряя скорости, Т-80У взбирается на горку и врезается в воду, потом опять разгоняется и прыгает. Недаром омский танк называют «летающим». Его коронный номер — прыжок и сразу же выстрел. Система наведения позволяет не упускать цель при любой тряске.
И вот то, чего совсем уж не ожидали. Машина форсирует ров с водой. Но не вдоль, как все, а… поперек. Спускаясь с одной отвесной стены и взбираясь на другую. Надсадно ревет двигатель, кажется, многотонная махина вот-вот соскользнет обратно. Переживают все. Кто-то из зрителей, сочувствуя, кричит, помогая бронированному земляку: «Давай, браток! Тяни!» И танк, секунду покачавшись в нерешительности, резко фыркнув, выбирается. Публика не жалеет ладоней.