КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ

КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ

Алексей Архипович Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос, первый в мире, осуществивший стыковку космических кораблей "Союз"-"Аполлон", действительный член Российской и Нью-йоркской академий художеств, наконец, вице-президент "Альфа-Банка". В эти дни он - почетный гость IV Международной выставки вооружения Сухопутных войск "ВТТВ-Омск-2001"

Беседовали мы буквально на ходу. Чувствовалось, что Леонов устал от бесконечных вопросов журналистов, от концентрированного внимания к собственной персоне. Он только что обошел экспозицию — вертел в руках приборы и стрелковое оружие, задавал понятные только специалистам вопросы — и теперь в сопровождении коллег направлялся к выходу, делился своими впечатлениями. Приветливо махал рукой, когда из толпы в очередной раз кричали: «Алексей Архипыч, здравствуйте!»

Давал автографы. Несмотря на годы, мужественно нес бремя заслуженной славы.

— То, что я здесь увидел, вызывает просто гордость. Гордость за людей, которые не ждут, когда для них создадут какие-то особые условия, а работают. Такие люди, как Михаил Тимофеевич Калашников, как специалисты Омского моторостроительного завода. Вот они представили сейчас уникальный турбовинтовой двигатель с потрясающими характеристиками. Удивляют и омские разработчики самолета Ан-3. Это самолет, который России жизненно необходим. Я уверен, что в ближайшие 20 — 30 лет у этой машины, которую возродили в Омске, не будет аналога. Ведь он — как винтовка Мосина, как автомат Калашникова.

Этот самолет — многоцелевой: для решения государственных, хозяйственных задач. Да каких угодно! Особенно по Сибири. Для сообщения между районами, областями.

Это один момент. Второе — стрелковое оружие. Я не имею в виду охотничьи экземпляры. Это не так важно. Гораздо важнее, что боевые, армейские образцы совершенствуются по весовым характеристикам. Новые заряды, с высокими начальными скоростями -при одном и том же весе, боеспособность солдата увеличивается в три раза. Если раньше он брал с собой сто патронов, то теперь может взять триста.

Дальше. Системы управления. Я вот посмотрел агрегат управления топливной системой, который на многих самолетах — начиная от Анов и заканчивая истребителями Су. В голову даже не приходит, как можно сочинить механическое — равное суперэлектронному — инженерное чудо. А в Омске смогли. Ведь чтобы там ни говорили, механика всегда надежней любой электроники, не боится воздействия внешних помех.

Много очень приятного. Это праздник высоких технологий. И думаю, не только я один, но и все участники, гости выставки благодарны руководству Омской области, губернатору Леониду Полежаеву лично за эту грандиозную выставку.

Ведь для дальнейшего развития российской оборонной промышленности подобные мероприятия очень важны. Они и деловые контакты помогают наладить, и уверенность в производителей вселяют.

— Алексей Архипович, наверняка вы интересуетесь омской выставкой не только как летчик-космонавт, но и как вице-президент крупнейшего российского банка. Что скажет бизнесмен Леонов?

— Безусловно, выставка вооружений — это очень серьезный бизнес. «Альфа-Банк» рассматривает возможность поддержки отечественных производителей. Скажу, что есть и проекты, в которые банк готов вкладывать солидные суммы.

— А как вы считаете, сейчас, в современных условиях, должна развиваться российская космонавтика?

— Деньги на развитие найти. можно. Ведь тот же Тито — первый космический турист, заплатил очень большую сумму. Достаточную, чтобы продержать станцию «Мир» на орбите целый год.

А таких желающих-то много было — порядка восьми человек. Ясно, что это — начало космическому туризму. Но он ни в коем случае не определяет перспективы развития орбитальной техники. Варианты должны быть другими. Сейчас очень умно действуют на МКС — международной космической станции. На мой взгляд, эту программу нужно развивать. А дальше — более внимательно приглядываться к тем технологиям, которые мы уже использовали. Это очень перспективное направление.

— Алексей Архипович, а вам не жаль, что затопили «Мир»?

— Затопили — это плохо, но правильно! Надо было кричать не тогда, когда станцию начали топить, а когда только думали об этом — года три тому назад. Вот тогда надо было поднимать голос в защиту «Мира» и идти искать решения. А решения были… Но сейчас уже поздно об этом говорить.