НУЖЕН ЛИ ПАМЯТНИК КОЛЧАКУ В ОМСКЕ?

НУЖЕН ЛИ ПАМЯТНИК КОЛЧАКУ В ОМСКЕ?

«В Омске Колчак был полтора года, но оставил после себя кровавый след и разруху, зверства и расстрелы» (Юрий ГЛЕБОВ, почетный гражданин города Омска)

Образ адмирала Колчака много лет незримо витает над Омском и всей Сибирью. И хотя он не реабилитирован как военный и государственный преступник, волей политиков его имя уже утвердилось на памятных досках Омска и Санкт-Петербурга. А также в монументе на берегу Ангары.

Что же в действительности представляет собой личность Колчака в период прихода его к власти? Колчак во власти фигура случайная. Он не стремился к ней в отличие от Корнилова и на вершине власти оказался по воле случая. Да, Колчак состоялся как ученый. Он занимался исследованиями арктических льдов. На Черном море удачно организовал минное заграждение против немецкого флота. Но все это никак не связано с Омском. Колчак пришел к власти в результате заговора и переворота существующего в Сибири правительства — Директории, действующего против большевиков.

Далеко не все были единодушны в оценке значимости адмирала, да и гражданские власти настороженно восприняли новоявленного диктатора. Не только различные партийные группировки, но и многие земские и областные правительства городов Урала и Сибири также не признали законность диктатуры Колчака и прислали в Омск свои протесты.

Американский журналист Герман Бернштейн (газета «Нью-Йорк геральд») в декабре 1918 года дал такую оценку омскому перевороту: «Колчак потерял свою престижность, так как осуществлял свою диктатуру посредством заговора против демократических кругов России».

Вот что сказал глава Директории Аксентьев в беседе с тем же Бернштейном: «Переворот этот произвела группа монархически настроенных офицеров, сама политически незрелая. Эти люди претендуют на то, что они действовали как патриоты, поставив на место законного правительства Колчака, который является в их руках куклой и которого они мечтают заменить настоящим монархом. Я утверждаю, что они являются худшими изменниками и злейшими врагами России».

Омский переворот не всеми участниками Белого движения был принят. Атаман Семенов вообще не признал Колчака и требовал его замены Деникиным, Хорватом или Дутовым.

Министр снабжения Колчака генерал-лейтенант Алексей фон Будберг весьма отрицательно относился и к самому Верховному правителю и его стилю управления армией и государством. Уже в эмиграции он написал книгу «Дневник белогвардейца», в которой назвал причины сокрушительного поражения Колчака — спонтанные и необдуманные решения, переменчивое настроение.

С первых шагов своего правления Колчак вступил на путь жёстких законов, ввел смертную казнь, военное положение, карательные экспедиции, налоги, что вызвало массовые недовольства населения. Крестьянские антиколчаковские восстания сплошным потоком разлились по всей Сибири, и он вынужден был бежать в Иркутск.

Как насаждалась свобода, видно из действий сподвижника Колчака Бориса Анненкова. Верховный присвоил звание генерал-майора человеку, который безжалостно вырезал не только «совдеповцев», но и всех тех, кто был заподозрен в сотрудничестве с красными или хотя бы сочувствовал Советам. Анненковцы оставляли за собой трупы и пепелища.

Гражданская война втянула в свой смертельный хоровод все народы и сословия России. Смятение в умах было не только у простого люда, но и у элиты и опоры государства. Сам царь внес смуту в умы русского офицерства, освободив их от присяги, данной ему при коронации. Николай Второй стал первым в истории государства российским царем-клятвопреступником. Поэтому обвинять белых или красных в измене Родине бессмысленно — у каждого из них была своя правда. В этом и есть трагедия Гражданской войны.

Колчак уехал из Иркутска в Екатеринбург, но вынужден был остановиться в Омске, так как Урал в тот момент был взят Красной армией. В Омске он был полтора года, но оставил после себя кровавый след и разруху, зверства и расстрелы. До сих пор в деревнях злым барбосам дают имя Колчака. Еще сохранились люди, которые пострадали от зверств колчаковцев.

Таким образом, Колчак, провозгласив себя правителем России, назвав Омск третьей столицей, ничем не помог Белому движению, восстановлению порядка в России и, как видно из документов, для Омска он остался кровавым диктатором.

Так стоит ли снова раскалывать гражданское общество, создавать противостояние и напряженность в нашей губернии — время окончательных решений еще не пришло, его назовут историки.

Достаточно установить доску на резиденции Колчака на Иртышской набережной — как память о нашей истории и самой кровавой Гражданской войне.