ДАЙ БОГ НЕ ПОСЛЕДНЯЯ

ДАЙ БОГ НЕ ПОСЛЕДНЯЯ

Деньги не любят шума и суеты. Контракты не подписываются за пластмассовым столиком пивного павильона на танкодроме - под шашлычок, иностранную речь и аккомпанемент пушечных выстрелов. На полигоне - красивое планирование парашютистов, рукопашная десантников, рев моторов, медь оркестров и торжествующий голос комментатора из динамиков... Все это - антураж, надводная часть айсберга, элементы шоу, скрывающие глубинную суть явления

Выставки военной техники проводятся не для публики, не для почетных гостей и не для журналистов. Главные действующие лица здесь — десяток серьезных мужчин из нескольких стран мира, всячески избегающих телекамеры и диктофоны. Именно эти специалисты обладают необходимыми сведениями, владеют конъюнктурой рынка и имеют реальные полномочия от своих компаний и правительств. Именно их доклады будут скрупулезно изучаться в солидных офисах.

Ну, а денежки? А денежки — потом. Если цена товара будет соответствовать качеству, если не случится правительственный кризис, если удастся пролоббировать решение в парламенте, если не изменится ситуация на рынке, если станут расти цены на нефть, если на вооружение армии недружественного соседа поступят новые образцы оружия… Из множества таких «если» в конечном итоге складывается контракт. Или не складывается. Работа эта тонкая, специфическая и требующая осторожного, взвешенного подхода и не требующая ажиотажа в прессе. Потому никакой мало-мальски объективный анализ здесь невозможен. Журналистам остается лишь обсуждать детали и делать свои поверхностные выводы. Впрочем, здесь тоже есть что отметить. Омская выставка военной техники, технологий и вооружения за годы своего существования во многом избавилась от налета провинциализма и действительно начинает походить на солидный международный форум. Выставочный комплекс «Континент» после мрачных цехов объединения «Полет» по-настоящему впечатляет. А присутствие под его крышей таких мировых знаменитостей, как Алексей Леонов и Михаил Калашников, несомненно, придало ВТТВ особый вес. Хотим мы того или не хотим, но количество и качество «свадебных генералов» говорит об имидже выставки. А подобные фигуры точно не остались бы без пристального внимания хоть в Абу-Даби, хоть в Ле-Бурже. Так что в этом смысле мы выглядим уже вполне на уровне.

В Омск приехали Владимир Рушайло и Леонид Драчевский. Если визит секретаря Совета безопасности можно отнести к формальному знаку внимания со стороны государства (лучше, конечно, чтобы такой знак внимания символизировал если не президент страны, то хотя бы министр обороны), то для представителя президента в СибФО это дело чести, доблести и геройства.

Два танковых завода, две выставки вооружений… Конкуренция Омска и Нижнего Тагила ныне выходит на принципиально новый уровень. Раньше интересы своих регионов лоббировали в Москве губернаторы Леонид Полежаев и Эдуард Россель, сейчас противостояние Сибири и Урала выходит на более высокую ступень. Теперь, судя по всему, в дело защиты оборонного комплекса вступают Леонид Драчевский и Павел Латышев. Представители президента в Сибирском и Уральском федеральных округах будут делать все возможное для того, чтобы доказать, что именно их выставка вооружений имеет право на долгую и счастливую жизнь. Думается, что в конечном итоге все это пойдет на пользу оборонным предприятиям всей страны.

На самом деле многомиллионный контракт на поставку крупной партии танков Т-90 в Индию рождался на выставках и в Нижнем Тагиле, и в Омске. Наверное, можно говорить о том, что «Трансмаш» в конечном итоге уступил «Уралвагонзаводу». Но по большому счету выиграла российская экономика. А мы свое наверстаем обязательно.

Вот ведь не было бы счастья, да несчастье помогло: авария перспективного украинского транспортника Ан-70 в Омске позволила «Полету» показать свой производственный потенциал в полной мере. Паривший над Светлым мощный самолет сделал страшную сказку прекрасной былью. Киевское КБ им. Антонова в ближайшее время объявит тендер на производство новой модели самолета. По мнению Леонида Полежаева, у омичей есть все шансы получить выгодный заказ, поскольку украинская сторона сегодня прекрасно знает возможности нашего аэрокосмического объединения. Впрочем, это уже — та самая деликатная сфера, о которой мы говорили в начале публикации, не терпящая пустых разговоров и излишней суеты…