Гость тронулся с места и точно поразил управляемой лазерным лучом ракетой цепь на расстоянии 4 километра. Омский «Барс» удивил еще больше: в движении подбил мишень на расстоянии 5 километров. После стрельб Т-90С на скорости помчался мимо трибун, готовясь продемонстрировать ходовые качества. Ствол орудия экипаж красиво развернул в сторону стрельбища под прямым углом. Все произошло внезапно. Механик-водитель не заметил березу, растущую у дороги. Столкновение большого дерева со стволом мчащегося на всех парах танка произвело такой удар, что башня Т-90, как юла, закрутилась вокруг своей оси. Ошеломленный водитель сумел загнать машину за невысокую постройку на границе полигона, где подальше от любопытных глаз танкисты принялись осматривать повреждения.
По словам специалистов, столкновение ствола с деревом, скорее всего, привело к срыву стопора или гидромотора привода башни. Все решили, что Т-90 во второй части демонстрации — показе ходовых качеств -участвовать не сможет.
Однако Т-90С выполнил всю программу. Демонстрация, правда, прошла с неподвижно торчащей пушкой, так как из-за «встречи» с березой пришлось отказаться от показа систем стабилизации и гидрообъемного механизма поворота. Они заставляют ствол орудия смотреть в одну точку независимо от того, что вытворяет танк.
Последним на полигон вышел омский Т-80У. «Барс» оказался заметно маневреннее и легче на ходу, чем нижнетагильский собрат. Он не только повторил все трюки, сделанные Т-90С, но и преодолел плоскость с боковым наклоном в 45 градусов, пересек ров с водой не вдоль, а поперек, что тоже раньше считалось невозможным для танка. Напоследок он исполнил свой коронный номер: далеко прыгнул с самого высокого полутораметрового трамплина и в полете выстрелил, демонстрируя безукоризненную работу систем стабилизации орудия.
На выставке было много иностранных гостей: из 40 стран мира. Больше половины из них — шпионы, с которыми чекисты посоветовали журналистам не откровенничать, а главное — не напиваться. Но были и потенциальные покупатели. Например, военный атташе Ирака Абдул Кафар Карим. Он заявил, что Ирак готов приобрести 1000 российских танков, как только будут сняты международные санкции против его страны.
Конкуренция бронетехники была как бы отражением соперничества двух выставок вооружений -омской и нижнетагильской. Некоторые влиятельные фигуры в правительстве высказали мнение, что России не нужны две выставки, хватит и одной, нижнетагильской. Дошло до того, что некоторые государственные ведомства и структуры прямо отказывались поддерживать омскую экспозицию. Например, накануне выставки вдруг выяснилось, что заместитель министра обороны РФ Михаил Дмитриев, который во всех проспектах и пресс-релизах числится председателем оргкомитета Министерства обороны, на экспозицию не прибудет, так как находится за границей. В срочном порядке был выбран новый, не столь представительный, председатель — Генеральный директор агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев.
Кроме того, на запрос о выделении ракетно-пушечных выстрелов для демонстрации бронетехники МО лаконично ответило: разрешаем, но за свой счет. А каждый выстрел стоит несколько тысяч долларов. Бюджет Омской области, которому выставка обошлась более чем в десять миллионов рублей (еще столько же дали предприятия), не смог выделить достаточно средств для приобретения требуемого количества ракет. Из-за этого гости не смогли по-настоящему оценить боевые возможности техники.
Имидж ВТТВ, на открытие которой не приехал ни один член правительства, спас секретарь Совета Безопасности РФ Владимир Рушайло, прибывший на выставку на второй день после открытия.
— Я здесь по поручению президента и по приглашению губернатора Полежаева, — сообщил Рушайло по прибытии в Омск. Однако про дальнейшую судьбу выставки он ничего не сказал. Было очевидно, что Рушайло взял в Омске за правило ничего никому не обещать. Так что судьба омской выставки по-прежнему не ясна.
Кстати, по нашим сведениям, выставка уже принесла пользу омской оборонке: генерал-полковник Сергей Маев, начальник главного автобронетанкового управления МО РФ, подписал распоряжение о возобновлении финансирования работ над новым танком «Черный Орел».