"ЗДРАВСТВУЙ, ОМСКИЙ НЕФТЕПЕРЕГОННЫЙ!"

«ЗДРАВСТВУЙ, ОМСКИЙ НЕФТЕПЕРЕГОННЫЙ!»

Из Башкирии пришло тогда несколько эшелонов с молодежью, общим числом около 2,5 тысячи человек. Рядом со стройкой вырос большой палаточный городок. А чуть поодаль уже строились первые жилые дома будущего городка нефтяников, куда до зимы удалось переселить многих

Но не всех, и первую зиму башкирские добровольцы, в основном, провели в этих палатках, обогреваясь у печек-буржуек или у самодельных электрокаминов. Но они знали, куда ехали, знали, что будет трудно, и обратно домой, не выдержав суровых испытаний, уехали единицы.

Тогда очень популярны были стихи:

Здравствуй, Омский нефтеперегонный!

Это здесь, на стройке молодой,

Завязалась дружба с отдаленной

Нефтяной башкирской Туймазой…

А вот еще одно стихотворение, опубликованное в книге Виктора Урина «179 дней в автомобиле» (Москва, «Советский писатель», 1958 год). Этот Урин вместе со своими товарищами в 1956 году совершил на автомобиле первый послевоенный автопробег через всю страну из Москвы до Владивостока и обратно. Путевые впечатления и стали основой книги. А впечатлений этих было хоть отбавляй. В том числе и омских. Именно здесь экипаж Урина стал свидетелем торжественной встречи башкирских добровольцев, прибывших на строительство омского нефтезавода. Правда, это был уже третий эшелон. Тем интереснее и горячее была встреча, тем радостнее и заинтересованнее разговоры вновь прибывших со «старожилами». То и дело слышалось: «Ну, как там, дома?» — «А как здесь? Где работаете? Как устроились?»

Приведенные в книге стихи — настоящая романтическая история Люды Анденко и Юрия Синева. Они встретились и полюбили друг друга еще в Уфе, где Юрий учился в строительном техникуме. После окончания техникума он получил направление в Стерлитамак, а Люда уехала с первым эшелоном добровольцев в Омск. Но разлука оказалась недолгой, Юрий Синев дошел от тамошнего райкома комсомола до Министерства коммунального хозяйства Башкирии, но добился назначения в Омск. Как все получилось — об этом стихи. Они большие, но вот только первые два абзаца:

Мне припомнилось внезапно —

Пели песенку одну:

«Дан приказ: ему — на запад.

Ей — в другую сторону».

Точно в песне комсомольской

Почему-то вышло так:

Ей — палатка стройки омской,

А ему — Стерлитамак…

И впрямь, как в гражданскую. Та же самоотверженность, та же романтика!

Где-то теперь Люда и Юра? Как сложилась их судьба? Шутка ли — 45 лет прошло с их встречи на Омском вокзале знойным летом 1956 года. А вот такими они были 45 лет назад -молодыми, красивыми!

А на другом снимке секретарь комитета комсомола башкирского города Черняховска Евтихий Сибиряков с первыми новоселами из Башкирии Лидой Голубковой, Ниной Анкудиновой, Лилей Тимофеевой, Розой Ир-Назаровой, Раей Гвоздевой… Что стало с вами, милые девушки? Откликнитесь, расскажите о себе!

Нефтезавод привлекал к себе поистине всеобщее внимание. Летом 1958 года сюда прибыла даже выездная редакция «Литературной газеты». В ее составе были маститый поэт Александр Безыменский, очеркист, а впоследствии бессменный редактор журнала «Техника молодежи» Василий Захарченко, известные фотожурналисты Яков Халип, Михаил Трахман и другие. Целую неделю два специальных вагона с надписью «Литературная газета» простояли на запасных путях железнодорожного вокзала — днем пустынные (все на стройке), поздно вечером — шумные. Здесь писались заметки, делались наброски будущих книг. Здесь проявлялось бесчисленное количество фотопленок с людьми и видами строительства.

Теперь это уже история. Может быть, поэтому так ценны сделанные тогда снимки, пусть некоторые из них и несовершенны по качеству. Вся страна строила Омский нефтезавод, вся страна следила за этой стройкой. Сюда приходили эшелоны демобилизованных воинов -моряки с Тихого океана, пограничники с Камчатки — все работали здесь единой семьей. И никому, даже в самом страшном сне не могло присниться, что через сорок с лишним лет это отлично налаженное производство за бесценок достанется никому не известному Березовскому, а потом отойдет какому-то Абрамовичу. Что огромные деньги будут обогащать не страну и ее граждан, а набивать мошну невесть откуда взявшимся ворам-олигархам и их высоким покровителям в Москве и Омске.

Стыдно, горько, противно. Недаром на одном из недавних протестных митингов далеко был виден плакат со словами: «Мы нефтезавод строили, а вы его украли!» Это написали первостроители, кто когда-то были настоящими хозяевами завода, гордо сказав 45 лет назад: «Здравствуй, Омский нефтеперегонный!»