Под 14-м номером в списке лауреатов стоит коллектив авторов и разработчиков из девяти организаций за «создание и внедрение комплекса высокоэффективных амортизирующих конструкций, обеспечивающих существенное снижение вибрации и шума и увеличение эксплуатационной надежности механизмов и оборудования в судостроении и других отраслях промышленности и транспорта»
Под этим длинным и туманным названием кроется уникальная разработка российских инженеров, позволяющая подводным лодкам плавать в океанах практически бесшумно. Среди лауреатов госпремии — конструктор научно-производственного предприятия «Прогресс» Юрий КОМАРОВ.
ЧТОБЫ РАКЕТА ВЗЛЕТАЛА ИЗ-ПОД ВОДЫ
3 апреля вечером после публикации в «Российской газете» списка лауреатов Премии правительства в области науки и техники в кабинете директора НПП «Прогресс» раздался звонок из Великобритании. Представитель фирмы со сложным английским названием предлагал помочь в развитии научного и производственного потенциала предприятия. Они якобы, специализируются на инвестиционной поддержке предпринимательства в России. Одна лишь просьба: подготовить обширную информацию о том, чем занимается «Прогресс», какие материалы использует, какую технологию, особенности конструкции изделий.
— Разведка не дремлет, — заметил по этому поводу генеральный директор НПП Анатолий ЕРДЕЕВ. Это был не первый случай интереса иностранных спецслужб к омскому предприятию. «КВ» уже писали о том, как одна греческая фирма, якобы для круизного судна повышенной комфортности, заказала в России систему амортизации жилого отсека. Так, чтобы ни один звук не проникал в этот отсек, и, соответственно, не покидал его. Фирма заказала систему у головного разработчика, куда, в свою очередь, поставляло свои детали НПП «Прогресс». В итоге для «круизного лайнера» была продана разработанная в том числе и омичами уникальная низкочастотная виброгасительная установка, которая стоит на гребном валу российских военных атомоходов и нигде в мире не применяется. Не дошла еще зарубежная техническая мысль до этой концепции. А теперь и не дойдет — зачем, когда в натуре имеется готовый образец. Разбери — и копируй. Кстати, именно за эту работу (для подлодок, конечно, а не для круизного лайнера) была получена государственная премия.
Омское НПП «Прогресс» специализируется на резинокордных полых изделиях, где рабочая среда — воздух. Это сложные конструкции оболочек, которые работают как пневматическая шина необычной конфигурации. Именно эти изделия обеспечивают шумо- и вибропоглощение на российских подводных кораблях. Только с их помощью возможно безопасно запустить из находящейся в глубине океана лодки стратегическую ракету.
В свое время в ЦАГИ на стендах вибрации должен был испытываться «Буран». Требовался особый стенд, который мог бы удержать всю массу этого космического корабля при динамических напряжениях, соответствующих условиям реального полета. Необходимы были тысячи тонн специальных металлоконструкций. Аналогичное сооружение существует в США. Однако российские разработчики пошли другим путем. Система амортизации с использованием омских резинокордных оболочек позволила успешно испытать «Буран» на стенде весом всего несколько сот тонн. За эту работу «Прогресс» получил орден Трудового Красного Знамени.
МЕТРО БУДЕТ БЕЗ ШУМА
Изделия НПП «Прогресс» используют вместо рессор практически на всех типах автобусов. Стоит там эдакая пневматическая упругая резинокордная оболочка. И во время работы двигателя автобус находится в подрессорном состоянии. Остановился двигатель, давление на серверах упало, оболочка сплющилась — и автобус встает на жесткие упоры и будет стоять на них, как на колодках. Автомобиль начал двигаться — система снова накачивается воздухом. Подобные резиновые рессоры устанавливают и на троллейбусах. Правда, кроме НПП. такие изделия изготавливает и ОАО «Омскшина».
Зато, в отличие от шинного завода, оболочки «Прогресса» используют в скорых поездах нового типа, эксплуатирующихся, например, на перегоне Москва — Санкт-Петербург . Более того, поступил заказ от московского метрополитена. Задача — при мягкости хода метропоезда резко уменьшить его шум. Резиновая пневморессора будет регулировать и высоту каждого вагона относительно платформы: вошло 20 человек, вагон стал тяжелее — немножко просел. Датчики регулярно фиксируют, изменения и в оболочки закачивается дополнительный воздух. Еще десять человек вошло — давление снова увеличивается. И наоборот.
ЗАРПЛАТУ НЕ ВЫДАВАЛИ 20 МЕСЯЦЕВ
Еще два года назад долги по заработной плате в НПП «Прогресс» достигали 20 месяцев. Росла кредиторская задолженность. На долге пять лет государство практически заморозило платежи за оборонный заказ. После дефолта 1998 года предприятие вообще не работало почти семь месяцев — не платил никто. В это время «Прогресс» все, что у него было, вложил в реконструкцию внутренних коммуникаций. Перерыли все. Переложили чуть ли не все трубы. На коммуникации отдельных цехов поставили заглушки и перевезли оттуда необходимое оборудование, чтобы можно было ежегодно консервировать их на зимний период. В итоге, по сравнению с 1996 годом в три раза снижено теплопотребление, в пять раз — использование воды. Если бы это не было сделано к сегодняшнему дню, предприятие бы закрылось. Годовые затраты на тепло сейчас составляют пять миллионов рублей, электричество — два, воду — один. При объемах реализации прошлого года — 30 миллионов рублей.
Одновременно прошла реорганизация внутри коллектива. Каждое подразделение теперь — хозрасчетное. Само ищет заказы, выполняет их и выбивает деньги. Нашли работу — есть заработок, нет — сидите на минималке. Впрочем, на ней тоже долго не просидишь: возобновлены плановые задания. На опытном заводе даже все начальники зарабатывают в зависимости от того, сколько в месяц имеют рабочие. Согласно соответствующим коэффициентам. Результат — налицо. К октябрю прошлого года удалось ликвидировать долг по заработной плате. Начали рассчитываться с бюджетом.
ГАРАНТИЯ 10 ЛЕТ
Сегодня практически нет изделий из резины, которые бы не могло сделать НПП «Прогресс». Изготовили, например, по заказу омского нефтезавода рукава для терминала, чтобы заливать нефтепродукты. Дали гарантию 10 лет. Нефтезаводчане и говорят: «Немцы и японцы год гарантии дают, вы -10. Раньше мы вынуждены были ежегодно покупать новые рукава по 53 тысячи рублей в пересчете на наши деньги, а омские — за 26 тысяч — пятый год стоят, замены не требуют. Зачем гарантию такую давали?»
Специальная лаборатория на предприятии изучает и доводит до необходимых кондиций рецептуру материалов: одни изделия должны работать при давлении 300 атмосфер, другие, в щелочной среде, третьи — постоянно быть в масле.
Завод трубной изоляции закупил импортное оборудование, но транспортную систему под него для отбора шприцованной трубы после раскроя заказывал в «Прогрессе». Рассчитывался, правда, за этот заказ года полтора.
Так что НПП ищет заказы везде, где только можно. Есть наработки с Водоканалом, коммунальными предприятиями, энергетиками. Вновь, похоже, проснулись оборонщики.