Тут, как говорится, либо пан, либо пропал. Уже в 1992 году завод перешел на выпуск гражданской продукции. Сейчас мирная продукция завода, а это и медицинское оборудование, и противопожарные системы, и многое другое, реализуется во многих регионах России. Тем не менее основным источником жизни для «Автоматики» служат контракты, которые заключила компания «Рособоронэкспорт» с Китаем и Индией.
РАЗДЕЛЕНИЕ БЫЛО ФОРМАЛЬНЫМ
Завод «Автоматика» был создан в 1972 году. Параллельно на базе Центрального бюро автоматики появилось производственное объединение «Автоматика». В него вошли Центральное конструкторское бюро автоматики и завод. В связке эти предприятия работали до 1991 года. ЦКБА занималось научными разработками, а завод запускал их в серийное производство. Однако в начале 90-х годов все предприятия бывшего СССР перешли под юрисдикцию России. Именно тогда и произошло разделение ЦКБА и завода «Автоматика» на два разных предприятия, каждое из которых сейчас является самостоятельным юридическим лицом. Правда, по словам Николая ПИСАРЕВА, заместителя директора по экономике и финансам завода «Автоматика», разделение было формальным. По-прежнему эти два предприятия продолжают сотрудничество. Не исключается возможность, как говорит Николай Алексеевич, что в дальнейшем КБ и завод вновь объединятся. Пока это сделать очень сложно, хотя бы по той причине, что над каждым из них наверху стоят разные структуры управления. Конструкторское бюро входит в корпорацию «Аэрокосмическое оборудование» и не так давно вошло в Международную финансово-промышленную группу «Аэрокосмическое оборудование». Завод «Автоматика» находится под крылом Российского агентства по системам управления (РАСУ), в планах которого создание своих корпораций и холдингов. Надо сказать, что на рассмотрение правительства РФ уже подготовлен пакет документов по созданию холдинга, в который войдут предприятия, имеющие отношение к созданию навесного оборудования для самолетов. У завода «Автоматика» есть реальный шанс быть зачисленным в группу. По словам Николая ПИСАРЕВА, для завода — это возможность получать дополнительные заказы. В принципе, завод и сейчас занимается изготовлением комплектующих для оснащения самолетов, но заказы со стороны головного предприятия распределяются между заводами, которые участвуют в этом производстве, неравномерно.
МИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ НЕ ДАЛА УМЕРЕТЬ
Министерство обороны до 1991 года было основным заказчиком завода «Автоматика». Однако конверсия оборонных предприятий поставило жизнь предприятия с ног на голову. Минобороны остановило все свои заказы не постепенно, как предполагалось, а резко, можно сказать, без объявления войны. В результате «Автоматика» в одночасье осталась без средств к существованию, но это совершенно не означает, что завод умер. Уже в 1992 году специалисты предприятия начали осваивать выпуск целого ряда медицинского оборудования. В основном это аппараты для физиолечения, основанные на принципе действия низкочастотного ультразвука, и хирургические отсасыватели. Все эти приборы не раз участвовали в различных выставках и везде о них отзывались только положительно. Более того, оно заинтересовало специалистов некоторых зарубежных стран. Например, «Автоматика» совместно с горьковским автозаводом работала по контракту с Ираком. По словам Николая ПИСАРЕВА, предприятие и дальше намерено сотрудничать в этом направлении.
Кроме того, на заводе огромное значение придают переоснащению основных фондов. Так, по минимальным подсчетам на реконструкцию завода требуется около 70 миллионов рублей. Конечно, за один год таких денег предприятие найти не сможет, но постепенно, как говорит Николай Алексеевич, модернизацию проводить будет просто необходимо: конкурировать в современных условиях на старом оборудовании невозможно.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
Несмотря на то, что оборонное предприятие перешло на выпуск продукции гражданской направленности, основной профиль своего производства оно, начиная с 1991 года, всегда старалось поддерживать в рабочем состоянии. Кроме того, за эти годы на заводе были сохранены кадры, которые оказались очень кстати, когда компания «Рособоронэкспорт» стала активно сотрудничать с Китаем и Индией по поставкам в эти страны российских самолетов, а также комплектующих к ним. В 1997 году «Автоматика» начала выпуск целого ряда приборов для комплектации самолетов, которые потом Рособоронэкспорт продавал за рубеж. Как говорит Николай ПИСАРЕВ, поставки по контракту с Китаем завершаются. На очереди исполнение контракта с Индией, который также подписала компания «Рособоронэкспорт». Если учесть, что Рособоронэкспорт активно работает с инозаказчиками, то можно предположить: жить иностранными заказами «Автоматика» будет еще не один год. К сожалению, заказов от бывшего головного заказчика предприятия Минобороны у «Автоматики» в ближайшее время не предвидится.