Одним из первых членов МФПГ стало Омское центральное конструкторское бюро автоматики (ЦКБА). Как заявил журналу «Мир авионики» руководитель МФПГ Валерий КИСИЛЕВИЧ, группа выступит в качестве исполнителя крупного заказа на производство навигационного оборудования для СУ-27СК. Это станет возможным, благодаря «лицензионному контракту», который корпорация «Аэрокосмическое оборудование» заключила с Китаем и который оценивается в 10 миллионов долларов. Не исключено, что кусочек миллионных контрактов перепадет и омичам, поскольку наше ЦКБА является в России, по сути, монополистом по производству целого ряда оборудования для авиационной промышленности.
Вхождение в МФПГ, по словам Эдуарда СЕДУНОВА, директора ЦКБ автоматики, действительно может значительно увеличить объемы производства в несколько раз. Правда, пока конкретных заказов от группы не поступало. Однако тот факт, что интерес к российским самолетам со стороны китайцев и индийцев с каждым годом растет, говорит о многом. К примеру, в апреле 2001 года корпорация «Аэрокосмическое оборудование» заключила контракт с Китаем на поставку запчастей для самолетов СУ-27 на сумму около 60 миллионов долларов. Предприятия группы, в свою очередь, уже заключили субконтракт на сумму, превышающую 8 миллионов долларов. Кроме того, не так давно Россия заключила контракт с Индией на поставку самолетов СУ. В его реализации активное участие будет принимать корпорация. Это значит, у предприятий, входящих в нее, есть реальный шанс получить заказы на производство оборудования для комплектации «сушек».
По сути, изготовлением бортового оборудования (систем предупреждения об облучении, головок самонаведения для ракет и другого) для самолетов СУ-30МКК Омское ЦКБА начало еще в 1999 году. Это стало возможным, благодаря контракту, который в свое время был заключен между Россией и Китаем. Самолеты для китайцев собираются на авиационном объединении в Комсомольске-на-Амуре. Комплектующие для них производят различные российские предприятия военно-промышленного комплекса. Многие из них отбираются на конкурсной основе. ЦКБА, можно сказать, повезло, поскольку такого оборудования, которое оно производит, не делает практически ни одно другое предприятие нашей страны. Как говорит Эдуард СЕДУНОВ, сейчас многие предприятия готовы браться за изготовление бортового оборудования, которое собирается в нашем КБ, но авиастроители доверяют пока только омичам. Причина? Прежде всего большой опыт «Автоматики». Поэтому не исключено, что ЦКБА станет активным участником контракта на производство самолетов СУ-30МКИ для Индии. Держателем договора комиссии на сборку самолетов для Индии будет, по-видимому, иркутский авиазавод. Как сказал директор ЦКБА, они возлагают огромные надежды на соглашение, подписанное между Россией и Индией.
По сути, сейчас предприятие живет за счет именно коммерческих контрактов. В общем объеме производства они занимают более 50%. Заказчики по ним рассчитываются регулярно. Правда, у них есть особенность. Как правило, ЦКБА, чтобы выполнить тот или иной заказ, приходится брать банковские кредиты. По словам Эдуарда СЕДУНОВА, заказчики сначала оплачивают им всего 15% от суммы договора. Остальные деньги перечисляются после того, как выполняется весь объем работ. Во всяком случае это лучше, нежели когда за произведенную продукцию вообще не платят. Речь идет о Минобороны, которое до 1997 года являлось основным заказчиком ЦКБА. Его заказы составляли около 90% от общего объема производства. Сейчас долги министерства перед предприятием заморожены и составляют 20 миллионов рублей. Несмотря на это, Минобороны решило возобновить госзаказы на ЦКБА. Как говорит Эдуард Иванович, с ними обещают рассчитываться вовремя, но о погашении старых долгов речь, к сожалению, пока не идет. Тем не менее предприятие не собирается отказываться от госзаказа. И это после того, как он чуть ли не свел конструкторское бюро в могилу.
Надо заметить, что ЦКБА является постоянным участником различных международных выставок военной техники. В частности, благодаря этому России и удалось заключить, по словам Эдуарда СЕДУНОВА, ряд крупных контрактов с иностранцами. В принципе, КБ могло бы подписывать договоры с зарубежными партнерами напрямую, но Москва всячески этому препятствует. Например, ЦКБА уже пятый год пытается заключить контракт с Китаем. Военные чиновники мотивируют свой отказ дать добро на подписание этого соглашения по чисто коммерческим соображениям: готовые самолеты продавать за границу намного выгоднее.