ОМСКОЕ МКБ: К НОВОМУ АГРЕГАТНОМУ СОСТОЯНИЮ

На территории ОМКБ меня удивили - уже ставший непривычным для оборонки деловой шум производственных корпусов, множество рабочих за станками в цехах

Встаем на ноги! — так коротко выразил состояние предприятия и собственное настроение генеральный директор ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро» Андрей КУЛЬКОВ.

ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро»

Как и большая часть омской оборонки, машиностроительное КБ выросло на базе эвакуированного в годы войны предприятия. С 1941 по 1945 год в Омске работало московское ОКБ по авиационным агрегатам. В 1945 году москвичи уехали, но в Омске остался небольшой филиал. А в 1947-м филиал преобразовался в самостоятельное опытно-конструкторское бюро с коллективом всего в 60 человек. Работающих 1250 человек.

Что делает ОМКБ

Основная специализация предприятия — разработка, изготовление и испытание систем автоматического управления газотурбинных двигателей современных летательных аппаратов — самолетов и вертолетов. Возможно и наземное применение — при работе тех же двигателей в качестве насосных, энергетических установок. Выпускается широкий спектр гидромеханических, струйно-пневмомеханических, электронных, оптических систем и устройств авиационной автоматики. Еще шире сфера их применения: от новых «кукурузников» Ан-3 до аэробусов Ил-86 и знаменитых тяжеловесов Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия». Вспомогательная силовая установка ТА-6А с омскими агрегатами эксплуатируется на 22 типах самолетов.

Не обошел стороной ОМКБ и конверсионный процесс. Погружные насосы и насосные установки повышения давления, которые делают на ОМКБ, имеют высокие производительность, надежность, технологические и эксплуатационные качества «от оборонки». Например, установка повышения давления может решать одну больную и актуальную ныне проблему ЖКХ — нормальное поступление воды на верхние этажи.

— Многие руководители предприятий отрасли поспешили расставаться с авиационной тематикой, бросились перепрофилироваться, — говорит Андрей КУЛЬКОВ. — Мы сумели сохраниться — не отказались ни от одной позиции по старой номенклатуре, ежегодно брали по две-три новые темы. И, похоже, наше долготерпение начинает оправдываться. В этом году ОМКБ выходит на объем производства в 1 миллион 150 тысяч нормо-часов и достигает максимального уровня «лучших времен» 1978-1980 годов. Производство наращивается пока в основном за счет ремонта.

— Но не стоит думать, что все в ОМКБ так замечательно, — продолжает Андрей Александрович. — Давят накопленные за смутное десятилетие долги, но и здесь есть серьезные подвижки. Задолженности во все бюджеты и фонды реструктуризированы, текущие платежи и погашение идут по графику, своевременно и в полном объеме. Хотя график погашения рассчитан на 10 лет, мы намерены полностью рассчитаться до конца 2004-го, для этого есть серьезные стимулы. А долги в Пенсионный фонд будут погашены уже к концу этого года.

Среди проблем — обветшавшие основные фонды, допотопное оборудование. И здесь руководство машиностроительного КБ не собирается ограничиваться выживанием и затыканием дыр. В планах — обновление станочного парка, масштабная компьютеризация конструкторской, производственной и прочих структур. У руководства хватает оптимизма замахиваться на общее трехкратное увеличение объемов производства, хотя о сроках и темпах развития пока говорится с осторожностью. В 2001 объем реализации ОМКБ составит 130 млр. рублей (оценочно без НДС). Такие объемы есть не у каждого завода. Секрет роста прост: то что делали раньше серийные заводы, например Омскагрегат теперь ОМКБ замыкает на себя.

К выставке «ВТТВ-2001» ОМКБ подготовило обновленную экспозицию. Кроме 30 «фирменных» агрегатов и систем в натуральном виде, это комплекты рекламных проспектов по всем изделиям, наглядные стенды по сфере применения продукции, позитивным изменениям на предприятии за последние годы.

Отечественная авиация медленно, но начинает обновляться, за авиацией оживает и авиапромышленность. Прошло поветрие иллюзий по прелестям импорта у авиакомпаний и надеждам на экспорт у производителей. На линии выходят российские самолеты новых типов, и в ОМКБ рассчитывают на расширение не только производственной, ремонтной, но и конструкторской деятельности по созданию и развитию новой техники. Главное — Омское машиностроительное конструкторское бюро уверенно чувствует себя держит свою нишу на рынке, этим отличаются немногие предприятия ВПК. В этом основа оптимизма и твердая опора для развития.