ТЕРРА ДЛЯ БОГАТЫХ

Как показывает практика, существующее земельное законодательство в нашем городе исполняется довольно своеобразно. В частности, при освоении территорий индивидуальными застройщиками. Любой горожанин успел заметить небывалый прогресс в строительстве коттеджей и коттеджных городков

Предусмотрительные граждане и до шумихи вокруг Земельного кодекса сообразили, что земля уже фактически стала если не товаром, то по крайней мере капиталом. И потому, мало-мальски поднакопив деньжат, стали записываться в различные товарищества застройщиков, жилищно-строительные кооперативы и прочие объединения. Желая поскорее утвердиться на «завоеванной» территории, эти ТИЗ, ТСЖ и ЖСК стали искать подходы к властям, чтобы без проволочек приступить к строительству. Как известно, процедура землеотвода достаточно заморочное дело, в котором участвует масса государственных и муниципальных образований. Если идти по всем ступенькам без пропусков, можно потратить годы. Нынешние толстосумы не привыкли к таким темпам. Возможно, поэтому стали возникать разного рода альянсы, сущность которых вскрыта недавней проверкой городской прокуратуры.

Оказалось, что комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска в течение последних 3-х — 5-ти лет частенько шел навстречу индивидуальным застройщикам. Органы местного самоуправления (окружные администрации) выделяли земельные участки товариществам и кооперативам, как юридическим лицам. А комитет брал на себя инициативу и выдавал свидетельства на право пользования и владения землей даже отдельным членам товариществ (такие случаи установлены в жилищных кооперативах «Иртыш-С», «Геолог», «Пищевик», «Мир», «Русь»). Хотя делать это без разрешения властей не имел права.

В свою очередь, окружные администрации так торопились угодить «новым русским», что принимали постановления о выделении участков жилищно-строительным кооперативам, которые еще не были зарегистрированы.

ЖСК «Мир» (Советский АО) был зарегистрирован три года спустя после свершившегося землеотвода.

При такой лояльности нет ничего удивительного, что кроме официально отведенных гектаров товарищества и их отдельные особо охочие до землицы члены «прихватывали» на халяву дополнительные наделы. Так, в ТСЖ «Геолог» Иртышской нефте-газоразведочной экспедиции было самовольно прирезано почти шесть гектаров. Вместо 292 официально заявленных под строительство участков обнаружился список из 350 застройщиков. Этот момент комитет как-то ухитрился «не доглядеть».

ЖСК «Русь» самовольно расширился на лишних 3 домика. Не стеснялись и владельцы наделов. Прокуратура установила, что некоторые господа вместо положенных восьми соток занимали площадь в 2-3 раза большую. Опять же при попустительстве чиновников.

То есть в зависимости от обстоятельств государевы слуги то оказывались слепыми и несведущими, то летели с инициативой впереди паровоза. Правда, чиновники чаще предпочитали «поспешать медленно». В Кировском АО, к примеру, многие противозаконные действия производились потому, что другого пути просто не оставалось: комитет целых пять лет разбирался с бумагами по передаче части земель из Омского района в город.

Впрочем, не один земельный комитет демонстрировал столь характерную чиновничью «хватку». Владельцам коттеджных городков не слишком-то докучала и другая контролирующая организация — Инспекция Госархстройнадзора. Эта контора призвана следить за исполнением строительного законодательства. Но в течение последних пяти лет до частников у ее сотрудников, видимо, руки (или ноги?) не доходили. Городская прокуратура очень быстро обнаружила, что в том же ЖСК «Русь» 69 застройщиков вели строительство домов без разрешения ГАСН. Хуже того: в ряде кооперативов освоение отведенных территорий велось без инженерных коммуникаций и объектов соцкультбыта. Про повсеместное нарушение строительных норм и правил при возведении особняков и говорить нечего.

Коли земельный комитет и ГАСН спускали проблемы частного строительства на тормозах, окружные администрации тоже не проявляли особого педантизма. Далеко не все проекты возводимых частных строений были согласованы в округах. А согласованное строительство нередко велось с грубыми, чреватыми опасностями нарушениями: отсутствовали вертикальная гидроизоляция фундаментов, грунтовка металлических балок, и так далее.

Тут опять интересная ситуация. А зачем, собственно, следовать ГОСТам и СНИПам? Ведь прием частных домов в эксплуатацию легко свести к этакому междусобойчику, когда в актах приемки представитель администрации легко опускает подпись, скажем, санэпиднадзора (подобные постановления о вводе в эксплуатацию прокуратурой опротестованы).

В общем, картина вокруг индивидуальной застройки вырисовалась достаточно характерная. Властные структуры и контролирующие органы, как сговорившись, создали богатым домовладельцам «режим всеобщего благоприятствования». Забывая даже о том, что сами кормятся из казны, а потому обязаны всячески ее пополнять. И так как-то вышло, что из-за нарушений законодательства и организационной неразберихи приличная часть новоиспеченных домиков не попала в поле зрения налоговых органов. Как выяснили проверяющие, в Кировском АО, к примеру, из 2000 строящихся коттеджей только 10% стоит на налоговом учете. Остальные самовольно «освободились» от уплаты налогов.