В воздухе на высоте около 20 метров от земли у самолета отказали три из четырех двигателей. Экипаж посадил машину на фюзеляж (шасси уже были закрыты). От удара об землю корпус корабля раскололся в хвостовой части, повредилось крыло. Четверо из 33 находившихся на борту человек получили ранения. Двоих пришлось госпитализировать в ГБ №1.
АН-70 летел из родного Киева в Якутск с остановкой для дозаправки в Омске. Самолет направлялся на Север для прохождения испытаний в условиях низких температур. На борту, кроме 11 членов экипажа, находились 22 специалиста по испытанию машины. При посадке в Омске один из пилотов попросил другого проверить один из двигателей. Обнаружились неполадки, которые пришлось устранять около пяти часов. Потом заправили полные баки, оформили надлежащие документы и начали готовиться к полету.
Через несколько секунд после взлета у самолета отказали один за другим три двигателя. Поэтому машину развернуло в воздухе на 180 градусов. В ту же секунду в радиоэфире прозвучал голос командира корабля:
— Всем, кто меня слышит! Я падаю, мне нужна помощь!
Как рассказал вашим корреспондентам один из пострадавших — ведущий инженер по летным испытаниям информационных систем Жан Горелов, уже в первые секунды после взлета они поняли, что с самолетом произошла авария.
От удара Жан Горелов получил ушиб головы, у него треснула кость руки в области запястья.
— Мне просто надо было сидеть где положено, — говорит пострадавший, — тогда остался бы здоров.
Больше всех пострадал от аварии руководитель испытаний — 60-летний Анатолий Загуменный. В момент экстренного приземления он находился в хвостовой части самолета. Его подхватили на руки и быстро вынесли из самолета. Экипаж и пассажиры срочно покинули борт корабля, опасаясь, что машина может взорваться. Пилоты еще в воздухе отключили подачу горючего, что, по мнению специалистов, предотвратило взрыв. Но рвануть все-таки могло, потому что один из двигателей воспламенился. Его затушили пожарные, которые прибыли вместе с остальными службами через 5-10 минут.
Жана Горелова увезли в нейрохирургическое отделение ГБ №1, а Анатолия Загуменного — в реанимацию. Ему была сделана операция, долгое время он находился без сознания. На момент сдачи номера врачи не могли уверенно сказать, удастся ли Анатолию Загуменному выжить.
В воскресенье вечером из Москвы в Омск прибыла комиссия специалистов вместе с начальником Главного управления Росавиакосмоса Воскобойниковым. Следом за ними из Киева вылетела комиссия из Авиационной научно-технической компании (АНТК) имени Антонова — производители самолета. Прежде всего предстоит выяснить, какие именно неполадки послужили причиной аварии. Будет также установлено, все ли сделал экипаж корабля, чтобы предотвратить случившееся. Пока же специалисты уяснили только то, что самолет восстановлению не подлежит. Скорее всего, его распилят на лом.
АН-70 был создан на АНТК имени Антонова три года назад. Это экспериментальная модель, всего таких самолетов было два (первый, кстати говоря, разбился). Машина прошла несколько сложных этапов испытаний. На этот раз летели в Якутск, чтобы проверить, как работают моторы и механизмы при низких температурах. АН-70 — грузовой самолет, который может взлетать с коротких взлетных полос и приземляться в нестандартных условиях. Машина, по словам его производителей, способна планировать с выключенными моторами, выбирая подходящее время для посадки. Последняя особенность, по мнению экипажа, и спасла жизнь всем, кто находился на борту.
Повезло не только тем, кто был в самолете. Если бы произошел взрыв, могли пострадать жители поселка Чукреевка. Как сейчас заявляют официальные лица, трагедии не случилось благодаря мастерству экипажа. В настоящее время горючее из баков еще не слито, а потому возле поврежденной машины до сих пор дежурят бригады пожарной охраны и милиции. Однако опасность взрыва, как утверждают спецслужбы, минимальна.