«АРКТИКА» ПРОШЛА ИСПЫТАНИЯ И РВЕТСЯ НА КРАЙНИЙ СЕВЕР

«АРКТИКА» ПРОШЛА ИСПЫТАНИЯ И РВЕТСЯ НА КРАЙНИЙ СЕВЕР

Любопытная информация недавно попалась на глаза: оказывается, еще в апреле группа энтузиастов приступила ко второму этапу экспедиции «Полярное кольцо». Они хотят обогнуть Северный полюс по береговой кромке Ледовитого океана. До такого еще никто не додумывался — ни Нансен, ни Амундсен, ни барон Толль, который сгинул на этой самой кромке и которого так и не нашел адмирал Колчак. У нынешних полярников помимо мужества предшественников есть еще и вездеходы «Торос» на специальных шинах низкого давления. Но вот что интересно: в майские дни, когда началась подвижка арктических льдов и вскрылись реки, вездеходы увязли в снежно-водяной каше. И произошло это по одной простой причине — новые полярники ровным счетом ничего не знали о том, что еще осенью у омского железнодорожного моста через Иртыш прошли успешные испытания вездехода на воздушной подушке «Арктика-3». Если бы маркетинговая политика создателей вездехода уже третьего поколения была по-настоящему агрессивной, то нынешние полярные исследователи наверняка бы пересели на эту машину

Немного истории. Первый — еще несовершенный, но очевидно востребованный вездеход на воздушной подушке — был показан широкой публике на Второй международной выставке военной техники, вооружения и конверсионной продукции «ВТТВ-Омск». Он стоял, окруженный толпой любопытных, на территории объединения «Полет», у внешней стены цеха №66, где и проходили обычно выставки. Тогда-то создатели вездехода услышали предложения об увеличении грузоподъемности платформы до десятков тонн, чтобы можно было переправлять через тюменские болота различное нефтегазовое оборудование и технику. Нынешняя «Арктика» — это уже совершенная разработка, и не «Полета», а торгово-промышленного центра «СибВПКнефтегаз». Впрочем, директор его Сергей Красюк еще сравнительно недавно руководил полетовским заводом нефтегазового оборудования… Однако вернемся и вездеходу. Он очень хорошо оснащен. Два камазовских экологически чистых дизельных двигателя способны разгонять его до скорости 150 километров в час. Он без устали преодолевает по суше, болотам и рекам до полутора тысяч километров Внутри же для двадцати двух пассажиров и троих членов экипажа созданы комфортные условия: им нестрашен даже пятидесятиградусный мороз за бортом. Прошлой осенью состоялся первый сложный поход «Арктики» до Салехарда по воде и береговой кромке Иртыша и Оби. Остановки, конечно, были, но только плановые.

На прошлой неделе вновь на том же самом месте, у пляжа Ленинского округа, прошли при больном стечении народа очередные испытания. Ни вода, ни суша «Арктике-3Д» были не в новинку. Конструкторы машины, учитывая пожелания нефтепромысловиков Тюменского Севера, уже задумались о создании вездехода намного большей вместимости и грузоподъемности до 60 тонн (сегодняшняя составляет три тонны). Создаваться отныне он будет на площадях завода транспортного машиностроения. У «Трансмаша», который еще не забыл о своих Т-80У, «Барсе» и «Черном орле», гораздо больше возможностей, нежели у завода газовой аппаратуры.