Как известно, сразу после взлета из Омского аэропорта 27 января в 5.45 по омскому времени военно-транспортный самолет АН-70 совершил вынужденную посадку на заснеженном поле возле деревни Чукреевка.
Председатель комиссии, начальник управления авиацией Российского авиационно-космического агентства Военно-Воздушных Сил Валерий Воскобойников доложил о своем прибытии губернатору Омской области Леониду Полежаеву. В составе комиссии кроме представителей «Росавиакосмоса» их коллеги из «Укравиации», специалисты Киевского авиационного научно-технического комплекса «Антонов», которым принадлежит испытуемый в условиях низких температур самолет, других министерств и ведомств России и Украины числом 18 человек.
На рабочей встрече с заместителем губернатора Омской области Александром Лупповым руководители комиссии обсудили анализ ситуации, возможность оказания омичами помощи московским и киевским специалистам.
Как пояснил Воскобойников, омские сотрудники областной транспортной прокуратуры, правоохранительных органов, таможни и других служб будут включены в состав рабочих групп, по результатам анализов которых комиссии предстоит сделать выводы. Сбор аналитических данных начнется с осмотра места чрезвычайного происшествия.
Председатель госкомиссии подтвердил, что это уже второй случай, когда экспериментальный самолет АН-70 терпит аварию.
— Но потеря первого самолета никак не связана с какими-то конструктивными или производственными недостатками, — добавил Валерий Иванович. — Там случилась катастрофа — столкновение в воздухе.
Вслед за председателем отказался назвать какие-либо версии до выводов комиссии и его заместитель, генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Балабуев. По его словам, отказали в работе не сами двигатели Д-27, изготовленные на запорожском заводе «Прогресс» и проходящие стадию опытных испытаний, а комплексно-силовая установка, автоматически управляющая двигателями. Она разработана в Уфе в рамках российско-украинской программы «Средний транспортный самолет», в которой задействованы и другие предприятия нашей страны.
Петр Балабуев считает действия пилота Виталия Горковенко абсолютно правильными. Как известно, аварийная ситуация произошла на взлете.
— Пилот только убрал шасси, набрал высоту 40 метров, как после остановки двигателей вынужден был сажать самолет, — делится скупыми сведениями генеральный конструктор. — Летчик мгновенно принял решение садиться на снег. Это и спасло людей от гибели.
Стоит добавить, что самолет после заправки в Омском аэропорту взлетал с полными топливными баками — 38 тонн горючего. Глубокий снег помог «мягкой» посадке, предотвратил возможный взрыв топлива. Все 22 пассажира и 11 членов экипажа живы, пострадали только четверо и двое из них оказались в больнице.
Петр Балабуев надеется, что руководители ПО «Полет», с которым сотрудничают киевляне, помогут доставить аварийный самолет на свою территорию.
— Я не вижу никаких сложностей по восстановлению самолета, — считает Петр Васильевич.
Вид пострадавшего АН-70 производит удручающее впечатление: большая трещина в фюзеляже почти расколола самолет надвое. Расследование причин аварии государственной комиссией не ограничено временем. По словам ее председателя Валерия Воскобойникова, оно будет вестись «столько, сколько требуется для установления истины».