С утра пораньше, вместо того чтобы по обычаю замерить температуру и влажность в органном зале, они достали свои далеко не музыкальные инструменты, отвернули панели с регистрами, обнажив нутро органа. Дальше — больше. Осторожно, но уверенно орудуя кусачками и плоскогубцами, Сергей Якименко принялся обрезать электрические провода. Теперь омский орган будет молчать. И промолчит до сентября, когда в Омск пожалуют чехи — представители компании-изготовителя органа, чтобы целиком поменять его электронную начинку.
Это только совершенно неискушённому в музыке человеку может показаться, что орган играет сам по себе, только клавиши жми. На деле раньше, в доэпектрическую эпоху, в обслуживании одного органиста принимали участие до 20-ти чернорабочих, надувавших меха и в нужное время переключавших тембры инструмента. В двадцатом веке технический прогресс привёл к значительному сокращению штатов: мех стал раздувать электронасос, а регистры стали переключаться с помощью реле. Но разбираться в сотнях переключателей органисту во время игры всё равно было некогда, и потребность пусть в одном ассистенте сохранялась.
Ну а у нынешнего, 21-го, века свои приколы. После модернизации омский орган приобретёт искусственный интеллект, с которым теперь органисту перед концертом и придётся «договариваться». Как обещают специалисты, исполнитель попросту будет вводить в компьютер органа специальную программу, а потом, нажимая лишь на одну-единственную кнопку, переключать регистры. Про то, насколько изменится внешний вид инструмента, пока никто ничего сказать не может. Чехи на этот счёт тоже не распространяются, но то, что инструмент будет в полном порядке, гарантируют. Лишь бы во время исполнения у органа компьютер не завис.