Прекрасно найденное дизайнерское решение стало знаковым; теперь даже непосвященным понятно, как кропотливо и требовательно работал над главной своей книгой Геннадий Гаврилов. Его не стало в 2006 году. И этой книги он не держал в руках.
Хотя прежде выходили скромные, небольшие книжицы в мягкой обложке с подзаголовком «Главы из романа», и был понятен масштаб глубокого замысла автора — создать роман-эпопею, в котором бы через перипетии жизни главных героев отразились судьбы целых поколений огромной нашей страны. Это чрезвычайно непростая задача, требующая от писателя тщательной работы со словом, художественной правды повествования, умения «держать» внимание читателя, логичного и вместе с тем интригующего построения сюжетных линий, глубины философского осмысления жизни современников.
Все это оказалось по плечу Геннадию Гаврилову. Сам он раскрылся в своем недописанном романе не просто как талантливый прозаик, а предстал чрезвычайно многогранной уникальной личностью, человеком, терзаемым духовными исканиями, сомнениями, тревогами, но наполненным внутренним светом доброты и нежности. В предисловии, предпосланном изданию «Глав из романа», Владимир Кавторин, сокурсник Гаврилова по Литературному институту, сказал о своем друге много сокровенного. В том числе привел такое обобщение:
«Да, литература была нашей святыней, «нашим всем». Возможно, потому, что не было у нашего поколения иных надежд и упований. Такое уж нам выпало время. И мы хотели служить ей, а не добиваться места под солнцем. Что и предопределило, как мне представляется, множество жизненных драм, в том числе и драму драматурга и прозаика Геннадия Гаврилова. Ибо литература — женщина, и, как всякой женщине, ей легче уступить бездумному напору, чем ответить на искреннее, возвышенное преклонение. Уж так устроена жизнь…»
В эту работу Гаврилов вложил себя без остатка- Он неустанно правил, переделывал роман, предъявляя к самому себе немыслимо высокие требования. И эти «литры» собственной крови, перелитой в литературный замысел, буквально пульсируют в его автобиографическом повествовании, наполняя его живым дыханием, не оставляя равнодушным читателя.
Долго автор не мог найти точный заголовок для романа. Остановился на «Маленьком человеке в проеме большой двери». Если задуматься, то название получилось символичным. Человек на фоне космической вечности, действительно, всего лишь маленькая пылинка. Но он, оказывается, наделен чудодейственными свойствами — душой и разумом. И это делает его бессмертным. Вот и с Геннадием Гавриловым можно продолжать общаться на страницах его романа. Маленький человек занимает
теперь заметное место в контексте современной сибирской литературы.