Он знаменит, прежде всего музыкой к кинофильмам: «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Донецкие шахтеры», «Верные друзья», «Гусарская баллада». Тихона Хренникова вспоминает музыковед Сергей БИРЮКОВ.
— Очень печальная новость. Ушел из жизни замечательный композитор и замечательный человек, прямо скажу. О нем в последнее время было мало слышно, но, знаете, так бывает с людьми, которые честно сделали свое большое дело. Прежде всего, конечно, это очень талантливый композитор. Пятнадцатилетним мальчиком он послал свои сочинения из маленького городка Ельца в Москву Михаилу Гнесину, и тот буквально потребовал, чтобы юноша приехал в Москву, учился у него.
Еще до войны его музыку уже играли в Америке, то есть он был известен, как говорится, на всех континентах. Затем в его жизни был такой период, который, собственно, и сделал его Хренниковым — когда Сталин просто сказал, кто будет руководить Союзом композиторов: «Вот этот мальчик пусть будет». А ведь во второй половине 1940-х годов этому мальчику было где-то около 30 лет, и смотрите, он почти полвека руководил Союзом композиторов, причем в самые суровые времена, когда страшные репрессии гуляли по другим творческим союзам. Однако ни один волос не упал с головы ни одного композитора, если только не считать кратковременного ареста Моисея Вайнберга, и то его быстро удалось вызволить из тюрьмы усилиями Хренникова и Шостаковича.
Конечно, бывали недовольные им люди, иначе просто быть не может по отношению к человеку, который возглавляет большое дело. Я знаю, например, что люди, которые очень ценили творчество Шнитке, да и я его ценю, роптали в свое время, что вот, композитора зажимают. Тем не менее, должен сказать: я присутствовал на всех пленумах и съездах Союза композиторов 1970-х, 1980-х годов, и не было ни одного пленума, на котором бы не игралась музыка Шнитке, какое-нибудь крупное его сочинение. И это, безусловно, происходило с ведома и с одобрения Хренникова.
Другое дело, что он не мог отвечать за все филармонии страны, где, скажем, музыка Шнитке действительно была под фактическим запретом. Но что касается Союза композиторов, который он возглавлял, то здесь, я считаю, был просто режим наибольшего благоприятствования.
Не хочу идеализировать Тихона Николаевича: это было, можно сказать, дитя системы, вернее сказать — дитя эпохи, эпохи великой, с ее достижениями, с ее трагедиями. Эпоха закончилась — и он ушел. В этом есть какая-то грустная и, наверное, неотвратимая логика…
Кстати…
Знаменитый композитор на протяжении всей своей жизни поддерживал творческие связи с омичами. В разные годы спектакли, созданные на музыку Тихона Хренникова, составляли основу репертуара Омского музыкального театра. Премьерой «В бурю» открывалось новое здание театра. По заказу Омского музыкального Хренниковым написана музыка к балету «Капитанская дочка» по повести А.С. Пушкина. Впервые в России была поставлена и его героическая музыкальная комедия «В шесть часов вечера после войны». С1995 года в репертуаре Омского музыкального театра появился спектакль «Давным-давно, или Гусарская баллада», а с 2005 года на омской сцене идет комическая опера «Доротея», также написанная Хренниковым.