«ПОМОГИТЕ УВОЛИТЬ ПРОКУРОРА…»

Не затихает скандал из-за скачка цен «за телефон»

Как известно, в начале этого года губернатор области обратился в облпрокуратуру с просьбой разобраться с резким повышением тарифов «Сибирьтелекома» на телефонные услуги для населения. Нарушений закона «государево око» не обнаружило, о чем глава области был проинформирован и, надо полагать, совершенно успокоился на сей счет.

Но нынешним летом Омский областной комитет по правам человека с открытым письмом обратился к губернатору, в коем и сообщил, что облпрокуратура его обманула. Ибо Кировская прокуратура Омска по жалобам четырех омичей, установила-таки нарушение законодательства омскими связистами. Проверка выявила факт взимания «Сибирьтелекомом» и его подрядчиками двойной платы с абонентов. Вследствие чего Кировская прокуратура в мае и в июне выдала «Сибирьтелекому» представления, в которых пояснила: «…плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке телефона в нетелефонизированном помещении». Эта плата, согласно ведомственному приказу «Ростелекома» от октября 2005 года, равнялась 6 тысячам целковых.

Но, как известно, в начале этого года связисты по своему хотению включили в предложенные на выбор населению виды месячных повременных тарифов дополнительные 125 рублей — дескать, за содержание и обслуживание телефонных сетей (на какие средства сети содержались ранее и почему их, денег, столь остро и в одночасье стало не хватать — остается только догадываться). Таким образом, несколько тысяч абонентов Кировского округа, согласно предварительным данным прокурорской проверки, ранее уже оплативших подключение своих телефонов к сети, принялись теперь ежемесячно оплачивать еще и «содержание и обслуживание» этих сетей. В пользу четырех из них прокуратура и подала иски в суд, который обязал связистов вернуть истцам по 6 тысяч рублей, потраченных абонентами на подключение телефона.

На основании такого успеха правозащитники просят теперь губернатора принять меры по дополнительной проверке законности действий ОАО «Сибирьтелеком» по повышению тарифов. А также «рассмотреть и поставить вопрос перед Генеральным прокурором РФ о «соответствии должностным полномочиям прокурора Омской области и должностных лиц прокуратуры», причастных к проверке по просьбе губернатора и его дезинформации.

Таким образом, суд, по идее, установил, что телекомовцы должны выбирать что-то одно: брать с абонента либо плату за подключение телефона, либо за содержание и обслуживание своих коммуникаций. За то и за другое уже уплатили десятки тысяч омичей и миллионы россиян. Если все они обратятся в суд, монополисту телефонной проводной связи в стране придется тяжко. Впрочем, скоро новый год, к которому можно приурочить и новые тарифы. А на прокурора губернатор вряд ли обидится — не тот случай.

Но показателен сам факт появления подобного обращения к главе области. Не кто иной, как правозащитники, просят губернатора оказать давление на «проштрафившуюся» прокуратуру!? В народном сознании, благодаря областным СМИ, укоренилось крепко прокуратура — надежное звено обладминистрации. И губернатор всесилен, вездесущ и верховодит в области всем, включая, разумеется, независимую прокуратуру: захочет — уволит прокурора, захочет — помилует. Вот только удержать тарифы для населения всемогущий губернатор не в силах. Да и когда омская «Электросвязь» реорганизовывалась и уходила в Новосибирск, губернаторского гласа не было слыхать. Вот и по поводу тарифов не слышно: подписан прокурором ответ — и с плеч долой проблема! Тем более что и с прокуратурой у губернатора проблем нет.

Между тем «государево око» обязано стоять особняком от местной исполнительной власти, которая и должна, по идее, благоговейно трепетать пред «оком-то». Ибо это как раз прокуратура, а не губернатор, должна «ставить вопросы перед Генеральным прокурором РФ» и вправе осадить, приструнить любого зарвавшегося гражданина, и губернатор тому не исключение. А в нашей области совсем другой расклад получается: за «оком государевым» следит око губернаторское, за губернаторским — око полпреда президента по Сибирскому округу, за полпредским — очи из Кремля. А за кремлевскими очами тоже есть кому следить. Вот только у народа российского нет никаких очей — у семи нянек дитя без глазу.