ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ ОМСК БЫЛ ПЛЮСОМ, ОБЪЕДИНИВШИМ ТЕАТР И ТВ

ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ ОМСК БЫЛ ПЛЮСОМ, ОБЪЕДИНИВШИМ ТЕАТР И ТВ

Чуть больше года отделяет 1 Международный фестиваль телевизионных программ от дня, когда Омск вновь сказал "Здравствуй!" этому уникальному форуму

А фестиваль действительно уникален. Поначалу сама идея его проведения казалась почти нереальной. Но сегодня уже с уверенностью можно сказать: такой фестиваль не просто имеет право на жизнь. Он необходим не только профессионалам, но и очень многим людям — рядовым зрителям, любящим театр и стремящимся узнать о нем как можно больше.

Уникальность фестиваля и в том, что воедино соединились два вида искусства — театральное и телевизионное, явив нам удивительный синтез рампы и голубого экрана. Приехавший (специально!) на Второй фестиваль известный актер, режиссер, поэт, писатель, создатель и руководитель пушкинского театрального фестиваля — Владимир Рецептор очень эмоционально в день открытия сформулировал свое восприятие этого мероприятия: кентавр, в котором органично сочетаются театр и телевидение.

Тут, правда, свое слово сказала Екатерина Уфимцева, автор и ведущая московской программы «Театр + TV», давшей название фестивалю. Она уточнила: «Это не кентавр. Это именно формула, определяющая то третье искусство, что получается в результате сложения первых двух».

Что касается, скажем так, идеологического обоснования актуальности Омского фестиваля, то наиболее емко это сделал автор и ведущий программы «Фрак народа» Владимир Оренов:

«Друзья! Судьбы всех телепрограмм о театре на телевидении напоминают судьбы всех пасынков и падчериц. Им дается самое невыгодное время в эфире, обычно это поздние часы или дневные. В отличие от программ о катастрофах и преступлениях. Отчего-то считается, что народ должен знать в лицо своих маньяков, мошенников, но ему не нужно знать в лицо своих художников… Поэтому да здравствует наш фестиваль! Мы увидим своих художников в лицо».

Не только увидели, но и услышали, и за шесть дней работы хорошенько рассмотрели. Причем не только участники и гости фестиваля, но и сами омичи. Ведь каждый день на канале «Антенна-7 » выходил дневник фестиваля. И многих, не только столичных мэтров театральной тележурналистики, наши горожане стали узнавать при появлении на экране. Для массового «похода в народ», прогулок по городу просто не хватило времени. Иначе, не сомневаюсь, и автографы брали бы, и приглашали сфотографироваться вместе на память…

Однако все это суета сует. А у фестиваля был довольно четкий деловой ритм и вполне рабочий характер. Когда я спросила Екатерину Уфимцеву о впечатлениях об Омске, где она побывала уже во второй раз, то она честно ответила, что просто не успевает ничего увидеть помимо фестивальных программ. И добавила, что предпочла бы называть происходящее в стенах Академического театра драмы фестивалем-лабораторией. Это точнее выражает суть этого мероприятия.

Если про первый фестиваль все больше вспоминали в контексте удивительной атмосферы, объединившей давно разрозненных творцов театральных телепрограмм на культурном пространстве России, то второй фестиваль, не растеряв обаяния общения, знакомств, прибавил в деловой части. Не случайно пришлось выходить за регламент просмотров, обсуждений, перекраивать график работы. Оказалось, так много интересного и спорного одновременно демонстрировалось на большом фестивальном телеэкране, что времени на обсуждение катастрофически не хватало. Временами было очень горячо, случались конечно, и обиды. Да как не обижаться, если твое выпестованное и взлелеянное творение довольно безжалостно препарируют и критикуют!

Но это случалось в пылу споров. Потом эмоции притихали, недоразумения выяснялись в перерывах, за чашечкой кофе или сигаретой. Главное, люди общались на одном языке, мыслили в единой системе координат.

Особую краску в палитру фестиваля внесли зарубежные гости. Хотя рубежи эти можно назвать и довольно условными. Киевлян, приехавших на фестиваль с программой «Весь мир театр», иначе как своих не воспринимали. Хотя часть сюжетов шла на «мове», обходились без переводчиков. Так что Наталья Грабченко, Ирина Гришанкова, Сергей Загула, Дмитрий Маевский, смею надеяться, чувствовали себя в Сибири как дома.

О Казахстане, ближайшем нашем соседе, и вовсе говорить не приходится, тем более что агентство «Хабар» из Алма-Аты представляли Алексей Гостев и Николай Беседин. Программы немецкого телевидения (Берлин) нам показывала Криста Фогель, которую актеры Омской драмы давно считают наполовину омичкой. С токийским телеканалом Эн-Эйч-Кей, который представлял господин Цучия Хидео, генеральный продюсер Отдела драматических программ Продюсерского департамента этой корпорации (NHK), мы познакомились впервые. А вот господин Марай Такеши, писатель, театральный критик, знаком еще по дням культуры Японии в Омске.

Так что на фестивале, кроме всего прочего, восток сошелся с западом. И опять же обнаружилось, что при множестве нас разделяющего, театр — это искусство объединяющее. Особенно у телеэкранов!