BACK IN USSR. ЧАСТЬ IV

BACK IN USSR. ЧАСТЬ IV

Из жизни мхов и растений

Музыкальный проект под названием «Вереск» сформировался в течение осени 1997 и весны 1998 годов в составе: Ойген Шмидт – вокал, гитары, тексты; Василий Воронов — слайд-гитара, Иван Головнев — клавишные, Юрий Вельган — бас-гитара, Виталий Дорофейчик — ударные.

В течение 1998-1999 годов «Вереск» занимался экспериментами со звуком и «действом» и вел активную концертную деятельность. Первое публичное выступление состоялось 16 мая 1998 года а КДЦ аграрной академии. Группа принимала участие в таких фестивалях, как «ЖиРок-98» (номинация «Открытие года»), «Омская Звезда-99» и «Золотая Елка-2000».

Уже летом 1998 года на студии «Радио-3» музыканты записывают композицию «Родина», на которую в Тобольске был снят видеоклип. Зимой следующего года «Вереск» записывает концертный альбом «Тепло», а в 2000 году — студийный альбом «Поросль».

Этот период для группы характерен творческим взлетом (нарабатывался материал на следующий альбом), но, в силу различных причин, летом 2000 года первый состав «Вереска» распадается. Василий Воронов эмигрирует в Германию, а Юрий Вельган — в Португалию. Иван Головнев с головой уходит а кинематограф.

Оставшиеся вдвоем Ойген Шмидт и Виталий Дорофейчик за две недели (с нуля) создают абсолютно новую программу, используя электробарабаны и одноголосый советский синтезатор «Аэлита». С этой программой дуэт принимает участие в фестивале «ЖиРок-2000» вместе с концептуальным танцором Перцем.

Вскоре состав пополняется бас-гитаристом Евгением Сегалом, что позволяет расширить рамки музыкальной программы. Обновленный «Вереск» дает серию концертов в Омске и принимает участие в фестивале «Рок против наркотиков-2001» (Екатеринбург). В июне 2001 года на студии «Las Vegas» музыканты записывают часть новой программы (т.н. «Демо 2001»), но уже в конец июня Ойген Шмидт уезжает в Германию.

В ноябре 2001 года в студии «666» записывается альбом «Конец Начала», знаменующий переход группы к новой форме существования. Стараниями Олега Люндышева, «выколдовавшего» звук, саунд альбома, по словам музыкантов, был просто потрясающим.

Летом 2002 года «Вереск» в составе — Ойген Шмидт + «Аэлита» (вокал), Виталий Дорофейчик (ударные), Игорь Фауст (бас-гитара),

Александр Румянцев (клавишные) — отыграл в Омске два концерта, с которых был записан «концертник» «Верификация». Затем музыканты приступили к записи очередной студийной работы, получившей рабочее название «Плеши и Пустоши».

Следующий этап группы — экзистенция в форме виртуального проекта, участники которого работают раздельно, встречаясь 1—2 раза в год для записи и концертов. Изменить этот ритм жизни может лишь переход на профессиональную основу (контракт с рекорд-лейблом). В настоящее время делаются шаги по поиску подобной компании в Европе.

Сами музыканты о себе и своем творчестве говорят так:

«Вереск» возник как сообщество очень разных людей, объединенных довольно стабильным комплексом установок и идей (разной степени жесткости и ясности), который именуется «духом группы».

Одна из главных наших ценностей — ориентация на спонтанное, немотивированное действие, страсть к эксперименту и импровизации. Делать развлекательную музыку не кажется нам интересным, гораздо интереснее просто идти за идеей — куда бы она ни завела.

Вопросы стиля нас не очень интересуют, и придерживаться каких-либо стилистических рамок мы не собираемся. С другой стороны, некоторые общие моменты присущи нашей музыке в целом. Например, нам очень нравятся монотонные конструкции, многослойные барабаны, звуки аналоговых синтезаторов, инкорпорация того, что принято именовать «этническими мотивами». Сама форма группы также является экспериментальной.

Мы прекрасно понимаем, что наша музыка особенно популярной стать не может, поскольку требует от слушателя известной подготовленности и терпения, но мы всегда рады, если своей музыкой нам удается затронуть чью-то душу. Наша музыка для людей, способных удивляться и умеющих себя не жалеть».

Владимир Никифоров (на снимке) родился в Славгороде (Алтайский край) 4 октября 1973 года. С 1980-го семья переехала в Омск. Окончил политехнический институт (факультет радиотехники).

Музыкальные ориентиры: «Смысловые галлюцинации», «Пикник», «Кино», Red Hot Chili Peppers, Metallica.

Владимир начинал с авторской песни. Выступал в Омске, Кокчетаве, Петропавловске, Боровом. В 1996 году создал проект (one man project) под названием «Блик».

По словам Никифорова, это текстовой рок в тяжелом варианте. Сценическое действо строится следующим образом: «живой» вокал и гитара (возможны и другие инструменты) исполняются под компьютерное программирование. В активе «Блика» не менее шести магнитоальбомов.

Следующий проект — «Пассионария» — был создан Владимировым Никифоровым в 2000 году (здесь он также и швец, и жнец, и на дуде игрец). «Пассионария» в переводе с испанского — «огненная». Стилистика: легкий текстовой рок. В 2001-м выходит первый альбом, получивший название «Танцы блика». Вскоре «Пассионария» становится дуэтом: Никифоров начинает работать в тандеме с Дмитрием Киселевым (клавишные, участие в аранжировках). В 2002 году выходит еще один альбом — «Плачь Заратустры». Запись и сведение альбомов музыканты делали самостоятельно, в домашних условиях. Творческий процесс, как правило, начинался с создания текста, точнее книги, в которой тексты композиций объединены общей идеей. Затем на текстовую основу накладывался музыкальный материал…

«Пассионария» не ограничивалась только студийной работой. Музыканты приняли участие в фестивалях «Рок-перспектива» (ноябрь 2000-го) и «Рок-перспектива-2» (апрель 2001-го).

Последний известный мне проект под названием «Сфагнум» был создан Владимиром Никифоровым в 2003 году. (Сфагнум — торфяной мох). Это мультимедийный проект, который должен был реализоваться в формате аудиокниги. В основе лежит книга (сборник текстов, объединенных общей идеей), на которую накладывается музыкальная ткань.

Дальнейшая творческая судьба этого талантливого музыканта мне, к сожалению, не известна. Скорее всего, он уехал в Москву или Петербург. По крайней мере, попытки заявить себя на столичной сцене он делал неоднократно.

Уважаемые читатели, огромное спасибо за ваши письма и звонки. Пишите и звоните в редакцию газеты, а также по телефону 31-35-00.