Экспериментальный военный самолет АН-70 АНТК «Антонов», следовавший из Киева в Якутск и делавший дозаправку в Омске, в 5 часов 40 минут по местному времени, не успев взлететь, рухнул на взлетное поле с высоты около 40 метров. Самолет направлялся на Север, для того чтобы испытать его работу в суровых климатических условиях. Но почему-то двигатели отказали уже в Омске.
Все 33 человека, находящиеся в салоне лайнера, остались живы. С места аварии «скорая помощь» увезла четверых. Двое вскоре вернулись. Сильнее всех пострадал ведущий инженер АНТК Анатолий Загумённый, у него тяжелая черепно-мозговая травма. Инженеру сделали операцию, и сейчас он находится в реанимации. Другой пострадавший пилот — Жан Горелов, состояние его здоровья не вызывает опасений. В целом члены экипажа и пассажиры из числа техников и инженеров, испытывавших самолет, считают, что они родились в рубашках. Во-первых, им повезло в том, что шасси были убраны до того, как самолет стал терять высоту. В противном случае он мог бы перевернуться. Тогда последствия были бы более тяжелыми. Во-вторых, самолет упал в глубокий снег, и это смягчило силу удара. Хотя и в этом случае встряска была достаточно сильной, ведь самолет, упав, раскололся надвое. Теперь он восстановлению не подлежит. В-третьих, лайнер не успел подняться слишком высоко и вылететь за пределы аэродрома. Страшно представить размеры трагедии, упади самолет на жилой массив — в топливных баках АН-70 находилось 38 тонн керосина. Не меньшую опасность представляла и близость проезжей части — до нее оставалось несколько десятков метров. Невольно вспоминаются события, произошедшие почти два десятка лет назад, когда при посадке взорвался самолет ТУ-154, наехав на машину, работавшую на взлетном поле. Сейчас на месте падения самолета работает специальная межгосударственная комиссия, и вся информация о причинах катастрофы строго засекречена. Фотокорреспонденты омских газет вынуждены были снимать АН-70 с приличного расстояния — ближе их не подпускала милиция, выставившая плотное оцепление. Возможно, такая секретность объясняется надеждами, которые возлагали на самолет в АНТК «Антонов». Интерес к транспортному самолету проявили представители НАТО. Теперь же, когда потерпел крушение второй самолет АН-70, — первый разбился во время испытательных полетов на Украине, вероятно, интерес натовцев угаснет.
Затрагивая вопрос безопасности мирных жителей, нужно заметить, что самолеты вообще не должны взлетать над городом. Когда начиналось строительство нового аэропорта в Федоровке, омский аэропорт режимом закрывался с полуночи до шести утра. Люди могли спать спокойно. Потом строительство заглохло, и, судя по всему, надолго. В настоящее время в зависимости от погодных условий самолеты взлетают в двух направлениях, в том числе и на город. Многие жители Омска, над чьими домами пролегает этот маршрут, страдают от сильного гула, сопровождающего полет лайнеров. Но не все задумываются над тем, что это еще и реальная угроза их безопасности.
На этот раз повезло и киевлянам, и омичам. Пока повезло. До очередной трагедии.